Курская битва продолжалась 50 дней и ночей: с 5 июля по 23 августа 1943 года. Командование фашистской Германии планировало окружить и уничтожить оборонявшиеся войска Центрального и Воронежского фронтов в районе Курска, расширить фронт и вернуть стратегическую инициативу. Немцы сосредоточили ударные группировки, которые насчитывали более 900 тыс. солдат, 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий.
Германия начала крупную наступательную операцию под кодовым названием "Цитадель" после того, как Красная армия разбила войска вермахта под Сталинградом и провела наступление зимой 1942–1943 годов на пространстве от Балтийского региона до Черного моря.
Командование Красной армии ликвидировало ударные группировки фашистов в оборонительных сражениях. Начавшееся столкновение носило крайне напряженный характер. Германия использовала фактор внезапности, однако советская разведка использовала против врага его же стратегию.
"Советской военной разведке удалось своевременно вскрыть подготовку гитлеровской армии к крупному наступлению в районе Курского выступа с использованием в массовом масштабе новейшей танковой техники, а затем и установить время перехода противника в наступление", – вспоминал маршал Советского Союза Александр Василевский.
До начала наступления фашистов 5 июля 1943 года по приказу командующего Центральным фронтом Константина Рокоссовского около 19 тыс. советских орудий буквально нокаутировали немцев. Рабоче-крестьянская Красная армия 12 июля перешла в контратаку. Так, в районе Прохоровки состоялось самое крупное танковое сражение в истории. Тогда навстречу друг другу вышли 1200 танков и самоходных артиллерийских установок.
К началу Курской битвы в составе Центрального и Воронежского фронтов было 1336 тыс. человек, более 19 тыс. орудий и минометов, 3444 танка и САУ, 2172 самолета. В тылу Курского выступа был развернут Степной военный округ, который должен был предотвратить глубокий прорыв как со стороны Орла, так и Белгорода, а при переходе в контрнаступление – наращивать силу удара из глубины.
Первой неожиданностью для германского командования как на южном, так и на северном крыле курского выступа стало то, что советские солдаты не испугались появления на поле боя новых немецких танков "Тигр" и "Пантера". Более того, советская противотанковая артиллерия и орудия танков, закопанных в землю, открыли эффективный огонь по германским бронированным машинам. И все же толстая броня немецких танков позволила им на некоторых участках пробить советскую оборону и вклиниться в боевые порядки частей Красной армии.
Уже 5 августа советские войска освободили Орел и Белгород. В этот день впервые с начала войны в Москве был произведен артиллерийский салют в честь доблестных соединений Красной армии, одержавших столь блистательную победу. К 23 августа части Красной армии отбросили противника на запад уже на 140–150 км и во второй раз освободили Харьков.