Предстоящий XX съезд Коммунистической партии Китая станет эпохальным для Китая и мира не только в силу своей массовости, но и потому что определит стратегию развития страны на ближайшие годы.
Какое направление движения выберет Поднебесная и что делать России? На этот и другие вопросы в беседе с Baltnews ответил президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.
Нестабильный фон. В каких условиях пройдет съезд КПК
"Это съезд самой массовой партии в мире. Будут подводиться пятилетние итоги, и здесь очень важным будет достижение рубежа в 100 млн человек в Коммунистической партии Китая", – отметил китаевед.
При этом Санакоев напомнил, что в плане организации государства китайцы взяли очень многое из Советского Союза.
Коллективный Запад, представлявший себе, что в 1991 году он расправился с коммунистической идеологией, проспал рост мощи Китая. КНР смогла поднять знамя и повести за собой миллионы людей и множество стран. В результате под руководством Компартии китайский народ смог достичь серьезных успехов, а Пекин, зная опыт СССР сделал все, чтобы не повторить ошибок Москвы.
Сегодня в КНР очень внимательно и ответственно относятся ко всем вопросам мировой повестки и действуют, исходя, прежде всего, из своих национальных интересов.
"Одно из важнейших достижений этих пяти лет, приуроченное к столетию и образованию Компартии Китая, – вывод всего населения страны из-за черты бедности. При чем не по каким-то своим показателям, а по критериям ООН, по программе устойчивого развития и борьбы с бедностью до 2030 года. То есть за 10 лет до срока, который все мировое сообщество себе поставило", – рассказал собеседник Baltnews.
В то же время XX съезд КПК будет проходить при существенном давлении на Китай со стороны Запада.
Беспрецедентная эскалация запущена сразу по двум направлениям – в европейском и, фактически, китайском. Все провокации раскручиваются по одному и тому же сценарию: как в свое время был запущен сценарий "анти–Россия" на Украине, так и на Тайване раскручивается проект "анти–Китай".
"[Поэтому] мне кажется, что одним из решений съезда будет то, что Китай начнет мобилизовываться, сосредотачиваться в экономическом плане, а также в народно-партийном", – сказал Сергей Санакоев.
Гордость не продается. Пойдет ли Китай на мировую с США
Несмотря на то, что в КНР есть бизнес-элиты, ориентированные на сотрудничество с Западом, вопрос сильно осложняется американскими санкциями, под которыми Китай живет с 1989 года.
Более того, хоть объем торговли между КНР и США превышает 600 млрд долл., когда речь идет о национальных интересах китайское общество консолидируется вместе с партией. Дело в том, что чувство национальной гордости Китая и его народа не позволяет терпеть проявления неуважения в адрес Поднебесной.
"Надо понимать, что конфронтация сегодня проходит не между Россией и Западом, и мы ставим вопрос о том, с кем будет Китай. Конфронтация проходит между Западом и Китаем, и в этой комбинации мы, конечно, вместе с нашим другом, стратегическим партнером, как об этом говорили главы государств в 2018 году в Ханчжоу – стоять спиной к спине и защищать стратегические интересы друг друга", – подчеркнул специалист по Китаю Сергей Санакоев.
Конфликт Китая со странами Балтии – игра США вдолгую
Ухудшение отношений между КНР и Западом – процесс, который тянется уже десятки лет. Провокации Литвы в отношении Тайваня, по мнению Сергей Санакоева, стоят в одном ряду с планами Вашингтона по созданию пояса враждебности вокруг Китая или нового Шелкового пути, подконтрольного только американцам.
"Безусловно, в середине 2000-х годов Запад осознал, что Китай развивается быстрее, чем представлялось. Сегодня же они догадываются, что не сумеют остановить Китай, и решают какие-то очень острые, тактические задачи. Иначе объяснить, почему они работают на два фронта, невозможно. Я считаю, что это не ошибка Запада, а какая-то спешка, они куда-то торопятся", – поделился размышлениями эксперт.
По словам Санакоева, Литва и другие страны НАТО, выступившие против Китая, – лишь марионетки. Их действия координируются из единого центра. Достаточно вспомнить реакции на разные провокации, исходящие от европейских стран, – сразу после очередного подстрекательства появляются заявления глав государств НАТО.
Разворот на Восток. Как Россия подготовилась к противостоянию с Западом
В свете добрососедских отношений России с КНР возвышение Поднебесной оказалось выгодно. Сейчас в структуре торговли между Россией и Китаем картина для Москвы более благоприятная, нежели в торговле с Западом. Переориентация на Китай позволила России значительно снизить ущерб от западных санкций.
"Дело даже не в этом – нам в срочном порядке пришлось перестраивать нашу логистику. Это не наш выбор, нам объявили экономическую войну. Слава Богу, что мы за эти десятилетия тесного взаимодействия с Китаем смогли это сделать. Напомню, что таких тесных взаимоотношений, как у России с Китаем, нет ни у одной пары государств в мире", – заметил Санакоев.
Подготовку инфраструктуры к сотрудничеству с Китаем Россия начала еще в 2008 году, когда Москва и Пекин начали переводить взаиморасчеты в национальные валюты. Кроме того, были построены важные логистические объекты – такие как трубопроводы "Сила Сибири", железнодорожный мост Благовещенск – Хэйхэ.
Разногласия в деталях не мешают сотрудничеству России и КНР
Россия и Китай совместно противостоят гегемонизму и давлению со стороны Запада. Да, у Москвы и Пекина несколько разные подходы в определенных вопросах, но в целом вопрос страны стремятся к общему результату – процветанию и равноправному сотрудничеству членов мирового сообщества.
"Глобализация в любом случае будет, вопрос лишь в том, по какому сценарию. И вот здесь есть вопрос. Та модель, которую можно назвать западным сценарием, совершенно себя исчерпала", – подчеркнул китаевед Сергей Санакоев.
Западная модель глобализации становится все более неустойчивой. Пирамида, которая выстроена монопольным положением американского доллара, все больше расшатывается и грозит рухнуть под собственным весом.
"Долларовый объем в 450 раз уже превышает объем всей мировой экономики. Конечно, это все может дать трещину. Вопрос в том, как это дальше будет подхвачено", – добавил Санакоев.
В свою очередь Россия и КНР обладают всеми необходимыми ресурсами, технологиями и условиями для того, чтобы совместно показать человечеству выход из этой кризисной ситуации. У России с Китаем одинаковые ценности. Те самые традиционные ценности, а не те, которые навязывает западная повестка. Например, отношение к семье.
"На Западе ставят какие-то гендерные вопросы, но для таких цивилизаций, как Китай, Россия, Индия, это неприемлемые вопросы. Поэтому, мне представляется, что ось Россия – Китай вместе с теорией о единой судьбе человечества вместе с той теорией, которую Россия так активно проводит на международной арене о незыблемости итогов Второй Мировой войны, может предложить миру другую повестку", – добавил китаевед.
Взаимовыгодная дружба. Как Китай может помочь России
Россия могла бы обратить внимание на экономическую модель Китая. Более 70% ВВП КНР произведено малым и средним бизнесом. Кроме этого, потребительский класс составляет более 500 млн человек – это бенефициары растущей экономики. России, по мнению Сергея Санакоева, тоже нужна такая модель, а не узконаправленная на капиталистические или в каком-то смысле олигархические интересы.
Кроме того, с китайцами у РФ есть перспективы сотрудничества в области информационных технологий. В этих направлениях Китай уже опередил западный мир, и у Москвы появляются хорошие возможности для кооперации с соседом.
"Кроме того, есть такие отрасли как космос, совместное освоение Луны, мирный атом. Это не говоря о том, что на наших территориях мы можем обеспечить производство и экспорт чистой сельскохозяйственной продукции для поставок не только в Китай, но и в Азию", – подчеркнул эксперт.
России не стоит опасаться каких-то неприятных для себя решений со стороны Пекина от грядущего XX съезда Компартии. Благодаря тесным дипломатическим связям в Москве уже примерно понимают, какие будут приняты решения в Пекине. Конечно, они будут соответствовать духу всеобъемлющего стратегического партнерства всеобъемлющего характера между двумя странами, заключил Сергей Санакоев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.