Пятнадцать лет назад Литва, Латвия и Эстония стали участниками Шенгенской зоны, открыв для своих граждан возможность путешествовать по странам ЕС без визы, а также проживать на территории всего блока.
Итогом 15-летнего "процветания" стала рекордная депопуляция населения Литвы, Латвии и Эстонии. В отличие от Украины, для которой ввели безвизовый режим, жители стран Балтии получили практически карт-бланш. Вот только привело это к такому оттоку населения, который поставил Литву, Латвию и Эстонию на вершину рейтинга наций, подверженных риску вымирания.
Волны миграции
Сегодня страны Балтии превратились практически в "деревни пенсионеров" Евросоюза. Низкая рождаемость и высокая смертность, конечно, сыграли свою роль в вымирании населения. Но основная проблема в том, что уезжает молодежь. Именно миграция людей с высшим образованием и трудоспособного возраста сыграла с Литвой, Латвией и Эстонией самую злую шутку.
Недостаток трудовых ресурсов в Западной Европе ни для кого не является секретом. После Второй мировой войны западноевропейские экономики остро нуждались в привлечении рабочей силы извне.
Причем импорт трудовых ресурсов вовсе не означал отсутствие безработицы в этих государствах. Просто местное население не желало выполнять низкооплачиваемую или тяжелую работу. Но то, что для немца или француза считается низкооплачиваемой вакансией, для литовца или эстонца – подарок небес. Население Прибалтики начало массово переезжать в Старую Европу, временно закрыв там нехватку рабочей силы. Параллельно с этим сами балтийские страны лишались рабочих рук.
Ежегодно из этого региона уезжают десятки тысяч трудоспособных граждан. Например, согласно данным Департамента статистики Литвы, с начала января по конец августа 2021 года республику покинуло 11 133 человека, а за аналогичный период 2022 года – 18 345. В итоге с момента независимости Литвы по сегодняшний день население страны сократилось с 3,6 млн человек до менее чем 2,8 млн, Латвии – с 2,66 млн до 1,87 млн, Эстонии – с 1,57 млн до 1,33 млн. Причем многие эксперты полагают, что государственная статистика приукрашает ситуацию, а реальные цифры еще хуже.
Впрочем, как отметил эстонский экономист Леонид Цингиссер, окончательно опустошение Прибалтике пока не грозит. За эти 15 лет постоянно происходит некий волнообразный эффект. В первую очередь, это отток рабочей силы стран Балтии. Во вторую очередь, это приток трудоспособного населения, которое на рынке труда заменяет местных, в Эстонию, Латвию и Литву из, как правило, постсоветских стран. Такой процесс нельзя назвать однозначно негативным. Свои плюсы тоже есть.
"К примеру, у нас традиционно очень много медиков уезжает на заработки в Скандинавию, особенно в Финляндию, поскольку там местные врачи точно так же уезжают на подработки в Норвегию. По этой причине в той же Эстонии все больше украинских медиков. Что интересно, они стали последовательно заполнять рынок труда еще до февраля 2022 года", – рассказал Цингиссер Baltnews.
"У меня есть личный пример, когда семейный врач, к которому я должен обращаться, попросту не справляется с потоком пациентов. К нему все труднее попасть. Но есть такая практика – брать себе помощников, в том числе медиков, приехавших из Украины. Мне как раз такая помощница попалась. Она довольно качественно и оперативно решила все проблемы и правильно направила к узконаправленным специалистам. Не будь таких помощников в системе здравоохранения, отрасль работала бы со скрипом", – добавил он.
Экономист также отметил, что в Финляндии, где все больше эстонских врачей, сегодня доходит до смешного. Финны даже иногда жалуются, что в определенные смены в больницах врачи между собой говорят на русском (граждане Эстонии). Другой вопрос, что нахождение в Шенгенской зоне объективно делает состояние рынка труда в Балтии волнообразным. Когда все хорошо, наблюдается отток местных. Он, конечно, потом компенсируется заездом тех же украинцев или других граждан постсоветских стран. Проблема в том, что в этот отрезок времени на рынке труда формируется вакуум – дефицит рабочей силы.
"Теперь, когда в Евросоюзе, включая Балтию, наблюдается рецессия и фиксируются антирекорды по экономическим показателям, включая рост инфляции, происходит обратное. Из стран северной и западной Европы возвращаются домой эстонцы, латвийцы и литовцы. Рынок труда региона перенасыщается. В целом, такой волнообразный эффект для мировой практики – это вполне естественно. Да, есть свои минусы, но есть и плюсы", – заметил экономист.
"Сейчас нахождение в Шенгенской зоне объективно запустило очередной виток исхода рабочей силы обратно в Балтию, но при этом есть и приток из той же Украины. Правда, это пока не решает сложностей с дефицитом высококвалифицированной рабочей силы в некоторых отраслях. К примеру, в IT Эстония в последние годы успешно привлекала многие стартапы. Теперь из-за рецессии это делать все труднее, поэтому многие специалисты страну покидают. Увы, все это зависит не столько от Таллина, Вильнюса или Риги, а от макроэкономических показателей, от того, что происходит с экономикой более крупных стран в мире", – добавил Цингиссер.
Причины вымирания
Конечно, винить жителей Литвы, Латвии и Эстонии в том, что они ищут более выгодные вакансии в странах Западной Европы и стремятся к более высокому уровню жизни, глупо. На переезд их толкает не сама возможность отправиться в другую страну, а острая необходимость.
Во времена СССР, которые в Литве, Латвии и Эстонии расписывают самыми черными красками, ситуация кардинально отличалась. Тогда отмечался пик рождаемости, увеличивалась продолжительность жизни, и население республик Балтии стремительно росло. Например, в 1959 году в Литовской ССР жило 2,7 млн человек, в 1970-м – 3,1 млн, а в 1989-м – 3,7 млн человек. Литовцы могли свободно перемещаться по СССР, переехать в Москву, Минск, даже в ГДР. Но почему-то не делали этого.
Все очень просто. До 1991 года жители Литвы и других стран Балтии были обеспечены рабочими местами. Нельзя сказать, что сейчас безработица в этих государствах настолько сильная, что найти вакансию невозможно – 5,7% в Литве, 6,9% в Латвии и 7,4% в Эстонии в третьем квартале 2022 года. Просто все меньше шансов трудоустроиться у человека с высшим образованием.
Сегодня из стран Балтии уезжают в основном квалифицированные специалисты, и основной причиной такой миграции является отсутствие профильных рабочих мест в странах Балтии. После обретения независимости в Латвии, Литве и Эстонии уничтожили большую часть промышленности, которая осталась от СССР. Условия вступления этих стран в ЕС требовали "интегрировать" экономику, то есть превратиться из промышленно развитого региона в рынок сбыта. Процесс завершила тотальная русофобия, из-за которой окончательно пришел в упадок железнодорожный транзит.
После закрытия Ингалинской АЭС узкие специалисты остались без работы. Перед ними стоял простой выбор – уехать туда, где их образование будет цениться, либо же перейти на более низкоквалифицированную работу в родном государстве. Большинство выбрало первый вариант. И таких сфер очень много – начиная от тяжелой промышленности и заканчивая фармацевтикой.
Теперь уже почти все трудоспособные граждане Литвы, Латвии и Эстонии, особенно с образованием, стремятся переехать Западную Европу. А вот властям балтийских республик, чтобы заткнуть дыры в демографии и на рабочих местах, приходится надеяться только на мигрантов из более бедных государств.
В беседе с Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин сказал, что не совсем согласен с тем, что приток и отток населения из Балтии можно назвать волнообразным. Шенгенская зона все-таки за эти годы, если посмотреть на сухие цифры по населению в регионе за последние 15 лет, спровоцировала сокращение числа людей. Особенно молодых и трудоспособных.
Да, вместо них в Эстонию, Литву и Латвию, особенно сейчас, все чаще приезжают те же украинцы. Но они – не замена ушедшим местным по целому ряду параметров. Во-первых, далеко не все из них останутся навсегда. Во-вторых, в регионе нет должной политики благоприятствования трудовых мигрантов. В-третьих, с точки зрения квалификации не всегда удается на рынке заменить ими абсолютно все "бреши" в различных отраслях.
"Более того, в Прибалтике усиливается политика выталкивания русскоговорящих и тех, кто даже теоретически симпатизирует РФ. Это еще больше снижает число людей в регионе. Многое указывает на то, что политические элиты Эстонии, Латвии и Литвы не заинтересованы в удержании молодого работоспособного населения в собственных странах, то есть никаких вмешательств в перемещение по Шенгенской зоне с их стороны не будет", – отметил Данилин.
"Напротив, я могу сказать, что руководство балтийских республик возлагает надежду на пенсионеров, причем, что самое интересное – не своих, а немецких и отчасти из стран Скандинавии. Они в последнее время все чаще выкупают недвижимость в регионе. Логика простая – жить в Прибалтике рядовому пенсионеру из Германии дешевле, чем дома, по целому ряду параметров. В итоге регион превращается во что-то вроде большого дома для престарелых", – добавил он.
Павел Данилин подчеркнул, что Шенгенская зона объективно подталкивает амбициозную молодежь Прибалтики к переезду. Преимущественно в страны Западной Европы, а отчасти даже в Россию.
Для тех, кто хочет построить серьезную карьеру, а не до конца жизни мыть посуду, в Балтии возможностей все меньше. Транзитные потоки из РФ вскоре снизятся. Да, в этом году за счет санкций, Прибалтика "сняла сливки", но уже вскоре потоки сырья из и в ЕС заметно снизятся, а альтернативы для балтийских портов и железных дорог нет. Промышленность в регионе умирала годами. Посмотреть хотя бы на ту же рыболовецкую отрасль, которой в Латвии и Эстонии де-факто теперь нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.