Проблема мигрантов ополчила против Брюсселя даже Прибалтику

© РИА Новости

Не только Австрия, но и лояльные восточноевропейские страны, а также государства с юга и севера ЕС ополчились на Еврокомиссию и открыто стали угрожать саботажем работы, если та не даст денег и не пересмотрит свою политику.

Еще до того, как начался саммит стран Евросоюза 9–10 февраля, ряд государств Старого света уже пригрозил остальным, что заблокирует итоговую декларацию, если не будут учтены их требования. Что же на этот раз не поделила "дружная европейская семья"? Речь идет о миграционной политике, которая на фоне энергокризиса и санкционной войны против РФ как бы отошла на второй план. Увы, как только дело дошло до реальных решений проблем с беженцами, оказалось, никто ни о чем не забыл.

Более того, "бунтарями" по вопросам миграционной политики на этот раз оказались не традиционные Польша или Венгрия, а другие страны, причем среди них есть даже Литва, Латвия и Эстония, которые традиционно считались максимально лояльными Брюсселю.

Восточная Европа показала зубы?

Канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил, что его страна может заблокировать итоговую декларацию саммита ЕС, если она не будет содержать конкретных договоренностей по вопросам миграции, сообщает Der Spiegel. По его словам, нынешняя система предоставления убежища в ЕС "не функционирует должным образом" и "больше всего от нее выигрывают циничные торговцы людьми".

Но не нужно думать, что Вена – это "единственный воин в поле". Дания, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Греция и Словакия направили главе Евросовета Шарлю Мишелю и главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен совместное письмо с похожими требованиями. Разумеется, дело не только в том, кто и в каком количестве должен принимать мигрантов, но и в деньгах.

"Нам наконец необходимо четкое и недвусмысленное обязательство по усилению защиты внешних границ и использованию для этого соответствующих финансовых ресурсов из бюджета ЕС", – заявил Нехаммер. Переводя с дипломатического языка, Австрия и ряд стран из северной, восточной и южной Европы хотят, чтобы Брюссель либо дал больше денег, либо его требования будут не просто проигнорированы.

Государства попросту начнут саботировать работу наднациональных структур ЕС, что нанесет урон вообще всем. И это не просто слова. Страны требуют пересмотра Шенгенского кодекса о границах и согласование законодательных предложений, касающихся миграционной ситуации.

Напомним, в 2022 году поток мигрантов в Старый свет вновь усилился (сыграла роль отмена локдаунов из-за пандемии). Только в Австрию по итогам 2022-го поступило около 100 000 заявлений о предоставлении убежища, и это не считая беженцев из Украины, которые сейчас миллионными потоками хлынули в Восточную и Центральную Европу.

Более того, Вена даже выступает против решения о вступлении Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону. Причина – все те же возросшие миграционные потоки из этих стран. В конце 2022 года глава МВД Австрии Герхард Карнер прямо заявил по этому поводу, что Шенген в настоящее время не функционирует.

В беседе с Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов рассказал, что довольно нестандартный список недовольных обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, это отчасти старая конфликтная линия, которая обостряется по мере того, как в национальных государствах приходят к власти консервативные или правые силы. Так что элемент фронды в такого рода вещах, безусловно, просматривается. Во-вторых, есть еще один "метафизический" фактор, о котором постоянно забывают политические элиты европейского Запада. Восточная Европа имеет иные традиции колониализма, в основном те, кто против миграции – это осколки Габсбургской монархии, Австро-Венгрии. Они не импортировали рабов и не имели обширных африканских колоний как Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и отчасти Германия.

"Отношение к мигрантам опирается еще и на исторические традиции. У западноевропейцев есть целый спектр инструментов работы с мигрантами: от нечистой совести до толерантности; от мультикультурализма до этногетто; есть даже механизмы встраивания мигрантов в экономику. На Востоке Европы таких традиций нет. Доходит до смешного. Когда я последний раз был в Берлине, то мне посоветовали в качестве развлечения съездить в лагерь беженцев, которые едут с востока на Запад. Там, кстати, оказался банальный цыганский табор", – рассказал Данилов.

"Интересно, что Дания в списке есть, а Швеции нет. И дело тут не только в том, что у шведов есть постимперский комплекс. А в том, что датчане проводят традиционно более жесткую антимигрантскую политику. Там сильные традиции ксенофобии, что заметно не только в быту порой, но даже при просмотре их сериалов, вроде "Правительство". Есть еще подозрение, что новая волна недовольства миграционной политикой Брюсселя связана с новой волной миграции из Украины/России/Белоруссии. Но это надо уточнять, полной уверенности в этом нет", – добавил он.

Вячеслав Данилов также отметил, что нельзя забывать и про многлетнюю пропаганду в ЕС о варварах с востока т. е. выходцев из стран советского блока. Это работает и даже реанимирует фобии еще столетней давности. Грубо говоря, условный русский ученый – он пострашнее, чем сотня "сирийских" беженцев. Плюс есть и клиническая неспособность отличать одних "русских" от других "русских". Когда, например, молодой чеченец, зарезавший учителя французского, в прессе называется "москвичом", хотя он в ней разве что родился.

"Пугают европейские страны (которые из-за этого готовы предъявлять ультиматумы Брюсселю) и тот факт, что квалифицированные выходцы из постсоветских стран вызовут давление на рынке труда для и без того беднеющего европейского среднего класса", – считает Вячеслав Данилов.

Нет решения проблемы, тогда забудьте про единство

Надо признать, некоторая реакция от наднациональных структур на инициативу Австрии все же присутствовала (даже до начала проведения саммита). Как писал Euroactiv 7 февраля, комиссар ЕС по внутренним делам Ильва Йоханссон заявила, что хочет найти "прагматичное" решение по созданию новых пограничных ограждений в ряде стран, которое Нехаммер на прошлой неделе назвал "шагом в правильном направлении". Правда, говорить умные фразы про "шаги" – это, конечно, хорошо, а вот делать что-то на практике надо уже сейчас.

Согласно последним данным Агентства пограничной и береговой охраны ЕС (Frontex), в 2022 году на внешней границе Евросоюза было зарегистрировано около 330 000 незаконных пересечений границы, что на 64% больше, чем в 2021 году.

Как только мигранты преодолевают внешние границы ЕС, выискивать, идентифицировать, депортировать их обратно (поскольку на деле далеко не все из них беженцы) гораздо сложнее. Это признают даже в западных странах Европы. К примеру, в конце января этого года премьер-министр Нидерландов Марк Рютте прямо сказал, что Шенгенская зона ЕС, свободная от паспортов, "не выживет", если ЕС не вернется к Дублинским правилам, которые определяют, какая страна ЕС несет ответственность за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища.

Неудивительно что на фоне таких событий и несовершенстве системы "переваривания" мигрантов ряд стран решил взбунтоваться, причем среди них есть даже те, кто ранее вел себя относительно спокойно. Казалось бы, Эстонии, Литве и Латвии сидеть бы тихо, да не спугнуть дотации от Брюсселя, которые нынче в ЕС – манна небесная в условиях энергокризиса. Но проблема неконтролируемого потока мигрантов настолько высока, что страх потерять благосклонность Евросоюза отступает на второй план.

В феврале 2022 года Европол создал Оперативную целевую группу Flow, которая в настоящее время координирует работу из Вильнюса. С января 2022 года этими силовиками было арестовано долее 60 предполагаемых члена преступной сети незаконного ввоза мигрантов, за счет чего удалось выявить около 100 перевода людей через границы ЕС (в общей сложности группа доставила около 1000 мигрантов). А ведь это речь идет только о беженцах, идущих через Белоруссию. В Прибалтику есть и другие устоявшиеся пути для мигрантов. Сейчас ситуация только ухудшается.

Однако Еврокомиссия на практике не торопится идти на компромиссы с восточноевропейскими странами. Дебаты о том, следует ли финансировать строительство пограничных заграждений за счет средств Евросоюза, возобновились, и ЕК, похоже, просто так отдавать деньги на эти нужда не захочет. Говоря проще, "ядро" Евросоюза предлагает "периферии" ЕС самой тратить деньги на "заборы", патрулирование и все сопутствующие этим мероприятиям расходы.

Это добавляет еще больше противоречий среди европейских стран. Как отметил в комментарии для Baltnews председатель коллегии АНО "Центр Исследований и Развития Евразийства", эксперт и участник Изборского клуба Юрий Самонкин, обыватель сейчас может просто не замечать того уровня сепаратизма на уровне Евросоюза, который становится все сильнее. Расхождение мнений по самым разным проблематикам, включая миграционную политику, становится не просто предметом споров, а уже вопросом дележа конкретных ресурсов.

"Наднациональные структуры еще и навязывают странам Европы крайне невыгодные экономические модели – отказ от дешевых российских полезных ископаемых, от рынка сбыта в РФ и даже отчасти отказа от связей с Китаем. Взамен европейским государствам дают что? Те же ресурсы по трансатлантической линии, но в 6–7 раз дороже? А вместе с этим еще и с мигрантами разбираться? За свой счет? При этом Австрия, балтийские страны и остальные недовольные ведь еще и обязаны соблюдать "зеленую сделку", хотя переход на ВИЭ пока что ни в одной стране экономических проблем не решил (а, как правило, еще и усугубил)", – говорит эксперт.

По мнению Юрия Самонкина, даже украинский вопрос уже не может объединять европейские страны – напротив, он делает все только хуже. Почти на каждом саммите сейчас, какой бы тематике он не посвящался, всегда говорятся лишь ничего не значащие фразы, зато на экранах появляется президент Украины и призывает всех к консолидации и помощи Киеву. И просит побольше денег, которых самим странам в ЕС в условиях кризиса не хватает. Это злит политические элиты стран ЕС, где еще привыкли думать о собственной экономике.

"Проблема в том, что в наднациональных структурах Евросоюза сейчас попросту нет политиков, которые готовы положить на стол четкий план по, скажем, преодолению энергокризиса. Нет дорожной карты с конкретными датами, проектами и анализом. Есть туманные обещания, примерные цифры по декарбонизации той или иной отрасли и проекты, которые еще только будут обсуждаться. В Австрии и даже в балтийских странах это отчетливо понимают, поэтому и решили хоть как-то повлиять на Брюссель", – заключил политолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.