Депутат: киевская власть нанесла Запорожской области больше вреда, чем боевые действия

© РИА Новости

Тема: Восстановление Донбасса

Восстановление Запорожской области – одна из приоритетных задач России. О том, как развивается регион, Baltnews рассказал депутат Госдумы Артем Бичаев.

Запорожская область в сентябре 2022 года вернулась в состав России. Тем не менее, в регионе сохраняются проблемы, вызванные не только боевыми действиями, но и оставленные киевскими властями. О том, чем живет и куда движется регион, рассказал представитель Госдумы в Запорожской области Артем Бичаев.

– Г-н Бичаев, как обстоит ситуация в регионе, какие у него первостепенные потребности?

– Работы предстоит очень много. Запорожскую область можно разделить на две части. Большая часть – та, которая не пострадала от боевых действий. Там незначительные разрушения, так как где-то стрелковый бой был в начале прошлого года. А есть прифронтовая зона: Васильевский, Пологовский, Розовский районы. Это те районы, которые находятся рядом с передовой. Пологи и Васильевка – это города, которые украинский режим утюжит почти ежедневно. Каждый день страдают детские сады, школы, больницы. Поэтому сильно разрушена гражданская инфраструктура: дороги, сети снабжения и прочее.

Это две разных части и два разных подхода в работе с территориями в принципе. Если в условном Мелитополе или Бердянске требуется обновление коммунальной структуры, газовых сетей, например, то в Пологах придется заново отстраивать город. Все, что находится на линии боевого соприкосновения, придется заново отстраивать.

Все привыкли думать, что войны нет. Все привыкли, что война в ЛНР, ДНР, а все остальное – тихо и спокойно. Поэтому надо пояснить, что там тоже есть война. Большие территории находятся под огнем противника. Там работа будет большая и трудная. Она и сейчас проводится. Регионы-шефы за Запорожской областью закреплены – Севастополь, Пензенская и Новгородская области. Думаю, что в ближайшее время мы сможем рассчитывать на увеличение количества шефов-партнеров. Без них было бы очень трудно. Губернаторы субъектов говорят, что еще предстоит огромный объем работ.

Примечательна работа, которая была проделала "Газпромом" и шефами по газификации Запорожья. Когда украинский режим отключил регион от сетей, все подумали, что газовые сети просто выключили. Но никто не говорит о том, что их не было. Если посмотреть уровень газификации Запорожской области при ее климатических условиях и всех нюансах, он крайне низок. Разветвленность газовой сети меньше 40% была. Сети шли из одного большого города в другой большой город. Почти отсутствовали газораспределительные сети в каких-то промежуточных центрах. Не было газа в больших районных центрах.

Украина растратила наследие СССР и потеряла трубы, они были закопаны. Сейчас это восстановлено. Эту зиму жители Запорожья встретили в тепле, что стоило больших усилий. Регионы-шефы восстанавливают объекты инфраструктуры. Например, недавно шеф из Новгородской области помог восстановить разрушенную при обстреле школу: заменили стекла, крышу, привели в порядок территорию, заменили коммуникации, чтобы дети могли ходить в новую школу.

– Есть ли готовые, завершенные проекты, которые вы для себя выделяете как знаковые, промежуточные точки?

– О важнейшем проекте я уже сказал – проект газификации. Он носит стратегическое значение, потому что газотранспортная система Запорожской области за этот кратчайший срок встала на общероссийский уровень. В некоторых местах и выше, чем общероссийский. Это, без преувеличения, мегапроект. Огромная часть работ затруднялась тем, что часть территории просто заминирована. Часть сетей, которые были на поверхности, специально минировали.

Для себя хотел выделить еще очень важную историю. Это восстановление дорожного покрытия. На совещании с правительством и президентом России Владимиром Путиным говорили о КПП, состоянии дорожного покрытия на этих КПП. Правительству не нужно упираться и рассказывать о том, во сколько раз увеличились пропускные способности. В некоторых местах можно стоять и по 15 часов – например, при выезде из Мариуполя в Таганрог. Там сумасшедшие пробки. Понятно, что заторы обусловлены высокими темпами строительства и восстановления Мариуполя в принципе, но от этого простые люди не должны страдать.

В принципе, одно из впечатлений – когда я в марте 2022 года приехал уже на окраину Мариуполя, дорожное покрытие отсутствовало. Мы привыкли, что дороги – одна из традиционных российских бед. Но там эта проблема носит вселенский масштаб, потому что даже в крупных селах (на тысячу-две тысячи человек) идет дорога, 50 метров съезда, а дальше наполовину грунтовая дорога, которую делали еще советские строители в 1960-х годах. Сейчас правительство активно исправляет эту проблему. Отремонтировано в пределах 30-40 км.

© Sputnik / Владимир Трефилов
Депутат Государственной думы Российской Федерации Артем Бичаев

Не доделан кусок дороги от Бердянска до Мелитополя. На начальном периоде СВО там чтоб проехать, не пробив колесо, надо было ехать не быстрее 10 км в час. Говоря нашими мерками, это федеральная трасса, которая идет через Херсон на Одессу. Уже почти завершен ремонт. Второй кусок от Мелитополя до Симферополя также ремонтируется.

Третий важный момент – приведение в норму социальной инфраструктуры. Было очень важно в прошлом году летом оперативно провести капитальный ремонт школ, садов, больниц и других объектов, чтобы дети и родители могли почувствовать себя полноценными россиянами, чтобы уровень этих учреждений хоть как-то приблизился к российскому.

Мы лично ездили в школы, контролировали ремонт. В огромных количествах школ уже была заменена коммунальная инфраструктура. В больших районных центрах, в школах туалеты были на улице. В большинстве эту ситуацию уже исправили. Уверен, что в ближайшие 3-4 года мы кардинально изменим ситуацию, и все приведем в нормативное состояние.

– Получается, приходится исправлять не только то, что испорчено войной, но и недоработки, оставленные киевскими властями в течение 30 лет?

– Украина свой юг страны превратила в продуктовую колонию. Едешь от Мариуполя и видишь иностранные холдинги, остатки от того, что было. Помните, как было: "Чьи поля? Маркиза Карабаса". Здесь примерно также. Их мало интересовало хоть что-либо. Была заброшена система управления. Они только выкачивали деньги. Не была развита система переработки.

Если в большой России, в ее старой части рядом с полями помимо зерновых хранилищ были мукомольные заводы, то там [в Запорожской области] этого и близко не существует. Процесс был один: посеять, собрать и увезти хозяевам на Запад.

Такой процесс и безразличие были во всем. Например, в партии "Единая Россия" есть такая акция "Собери ребенка в школу". Мы помогаем малоимущим детям собрать их рюкзаки со всеми принадлежностями. Когда я пришел договариваться с местными Минобразования, они поддержали. В школах учителя не верили, что в принципе кто-то может помочь детям. Мы раздали несколько тысяч рюкзаков в самые отдаленные сельские школы. Люди поверили, что изменения есть даже на таком маленьком участке работ.

Поэтому от "умелого" управления Украины у нас разрушений порой больше, чем от ведения боевых действий.

– Какие планы на будущее у Запорожской области, есть ли значимые проекты в работе?

– Строительство Запорожской области активно идет. Регион уже сейчас участник не всех, но огромного числа государственных программ. Он уже подключается к национальным проектам. Буквально на днях здесь прошло обсуждение о количестве школ, садов, которые планируется отремонтировать к 2025 году. На стадии проектирования находится перинатальный центр и новый корпус больницы. В Мелитополе обсуждается строительство детской больницы.

Запорожская область впервые в своей современной истории принимает участие в проекте формирования комфортной городской среды. Несколько территорий в Мелитополе уже подали заявки на конкурс, чтобы привести к стандарту три парковых зоны. Парки хорошие, но брошенные и неухоженные.

Отдельно хотел сказать о той работе, которая проводится в отношении молодежи – школьников, студентов. Можно похвалить Антона Тицкого, министра дорожной политики. Открыты уже почти все федеральные общественные молодежные организации. Мы открыли "Молодую гвардию". После этого начали открываться другие: "Движение первых", "Российский союз молодежи". Буквально на днях открылись российские студенческие отряды. У каждого из этих движений есть свои адепты.

Ребята проводили уже молодежный форум. Сейчас проходит процедура первичного образования в "Единой России". Мы определяемся, кто будет кандидат в муниципальное и законодательное собрание. Молодые ребята очень активно принимают в этом участие. Они проявили огромный интерес к общественно-политической жизни.

Искренне надеюсь, что они не сбавят обороты, потому что будущее Запорожской области – точно за этими ребятами. Они чтят все памятные даты. Они смотрят, когда день рождения Александра Невского. Сами мобилизуются и организовывают просветительскую работу в школах, помогают военным.

– Касаемо будущего. Невозможно не упомянуть Запорожскую АЭС. Сейчас обстреливается Энергодар, МАГАТЭ устраивает ротации своих специалистов, но это не приносит никаких результатов. Какое будущее у станции?

– Вопрос технический. Это точно нужно с "Росатомом" обсуждать. В публичном доступе этой информации нет, и я ее не знаю, но с кем бы я не обсуждал этот вопрос, все хотят, чтобы станция функционировала.

На самой станции работают реально высококлассные специалисты и сохраняется максимальная безопасность, но будущее Запорожской АЭС зависит только от карты боевых действий. Чем дальше будет отодвигаться линия боевого соприкосновения от ЗАЭС, тем выше будут шансы того, что станция продолжит работу в обычном режиме. Как бы не хотелось, но безопасность здесь должна быть на первом месте.

Многие не очень понимают. Думаю, что украинские нацисты где-то там далеко стоят и непонятно откуда обстреливают. Когда я поднимался на крышу шестого энергоблока, невооруженным взглядом видел Никополь и Марганец. Просто на другом берегу водохранилища. Чтобы обстреливать Запорожскую АЭС, никаких дальнобойных орудий вообще не нужно. Не то чтобы из рогатки можно было достать, но любой миномет, "шестидесятка" какая-нибудь абсолютно будет дотягиваться.

Росгвардия, вооруженные силы РФ надежно держат береговую линию. Раньше там стояли наши дагестанцы, 102-я бригада Росгвардии, которые как раз и освобождали ЗАЭС от украинских нацистов. Они ее удерживали, героически выполняли свою работу. От них многое зависит. Будущее атомной станции сейчас точно находится в руках военных.

***

Напомним, 30 сентября 2022 года Запорожская область вместе с ДНР, ЛНР, и Херсонской областью вошли в состав России. Часть региона, включая город Запорожье, временно оккупирована вооруженными формированиями Украины.

После воссоединения местные и федеральные власти реализовали самый срочный и важный проект – подготовили область к 1 сентября, отопительному сезону и зиме. Сейчас идет работа по восстановлению региона. До 2030 года новые территории должны выйти на среднероссийский показатель по уровню жизни населения.