Польша не сможет нажиться на Украине – угроз гораздо больше, чем выгод

© AFP 2024/ LOUISA GOULIAMAKI

Тема: Спецоперация России по защите жителей Донбасса

Польша с настороженностью наблюдает за провалами украинской армии, готовясь к росту наркотрафика и незаконного оборота оружия. А вот прибыли для Варшавы не ожидается ни в виде подрядов или торговых сделок, ни в виде новых территорий.

Положение украинской армии ухудшается, она несет тяжелые потери. В связи с этим в мире начинают строить теории том, что будет с территорией страны после полного и окончательного поражения Зеленского. Бывший советник главы Пентагона полковник Дуглас Макгрегор считает, что территории западной Украины может захватить Польша, так как раньше эта земля принадлежала именно ей.

Такие теории ходят давно, причем не только о Варшаве, но и о других западных соседях Украины. Но нужно ли это самой Польше? Да, новые территории – это хорошо. Но только в теории. Не получится ли, что головной боли от них будет больше, чем прибыли?

НАТО не одобрит

Поражение ВСУ на поле боя становится все более реальной перспективной. Несмотря на накачку оружием, у Украины заканчиваются кадры – пилоты, офицеры. Даже простые солдаты в дефиците – приходится переходить от мобилизации к банальному похищению людей, отправляя на фронт всех, кого можно поймать. На фронте украинская армия не одерживает победы, постепенно теряя позиции, а стратегия Киева переходит от прямого столкновения к диверсионным атакам.

Проблема не только в том, что в данный момент ВСУ не способны нанести существенный удар по российским войскам. Как заявил экс-посол США в Саудовской Аравии Дэвид Ранделл и бывший политический советник Центрального командования США Майкл Гфеллер, провал контрнаступления ВСУ значительно ослабит позиции президента Украины Владимира Зеленского на мирных переговорах.

По сути, все отлично понимают, что если бы лидеры стран начали диалог сегодня, то Киев оказался бы не в выигрышном положении. Ему пришлось бы пожертвовать частью территорий и провести демилитаризацию. Впрочем, Украина на это не пойдет. Возможно, именно поэтому в разных странах уже прикидывают, что будет после того, как ВСУ потерпят поражение. Причем неважно, когда именно это будет – в среднесрочной перспективе, если летнее контрнаступление провалится, или же через несколько лет. Важно одно – мало кто допускает военную победу Киева. А вот куда уйдут территории нынешней Украины – вопрос интересный.

Экс-советник Пентагона полковник Дуглас Макгрегор считает, что после разгрома ВСУ часть территории западной Украины может без проблем захватить Польша. У нее даже есть на это право, в каком-то смысле.

"В Польше всегда найдутся те, кто захочет вернуть контроль над своими бывшими регионами", – отметил полковник.

Стоит признать, что подобные теории появляются регулярно. Причем касаются они не только Варшавы. Различные территории нынешней Украины приписывают почти всем западным соседям. Той же Венгрии неоднократно пророчили контроль над Закарпатьем.

Впрочем, военным путем отвоевывать территории у Украины Польша не будет. Скорее попытается организовать мощный эшелон защиты где-нибудь во Львовской области, чтобы иметь буфер между Россией и собственной территорией. Захват земель, которые раньше были польскими, может, и звучит заманчиво, на деле же не является реалистичным сценарием.

"Сохранение территориальной целостности государства Украина – приоритет НАТО и США. Что же касается теории Макгрегора – отставники в любой стране в принципе любят играть в альтернативы, иначе бы они не были отставниками. За время в строю накопилась энергия фантазии, в погонах не давали ее расплескать. А на диване каждый стратег", – отметил исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов в беседе с Baltnews.

Польша является членом НАТО, как, впрочем, и Венгрия. Открыто пойти против этого альянса страны не смогут, даже если территория сама просится в руки. Причем речь идет не только о завоевании военным путем. Референдум провести тоже не получится. Согласно официальной позиции НАТО, Украина должна оставаться целостным государством со всеми территориями, какие были у нее на начало 2014 года. Попытавшись сейчас присоединить землю Львовской области, пусть она и считает ее своей в исторической ретроспективе, Варшава столкнется с тем же, что и Москва – Запад не признает ни референдум, ни какой либо другой способ интеграции.

Овчинка выделки не стоит

Выходит, у Польши нет никаких шансов присоединить часть территории Украины, и все разговоры об этом – не более чем досужие рассуждения? Не совсем. Да, сейчас это сделать невозможно. И даже поражение ВСУ на южном и восточном фронтах не изменит ситуацию. А вот при сценарии, в котором Украина лишается правительства и, по сути, распадается на части, переставая быть единым государством, уже возможны варианты.

Но захочет ли Польша присоединить территории даже в том случае, если соседнее государство перестанет существовать? На самом деле, перспектива очень сомнительная. Да, если посмотреть на историю, можно сделать однозначный вывод – если правительство какой-либо страны могло расширить собственную территорию, оно это делало. Даже если на тот момент это были сплошные расходы. Даже если население тому было не радо. Но в земли Западной Украины необходимо вложить огромное количество денег, чтобы обеспечить там хотя бы минимальную инфраструктуру и производство, чего украинские власти долгие годы не делали.

Есть и другие аспекты, которые делают мирную интеграцию Львовской или Винницкой области в польское общество практически невозможной. Речь идет об идеологии, которая не совпадает с официальной позицией Варшавы. Напомним, недавно в Польше призвали президента Зеленского извиниться за "Волынскую резню". Конечно, украинский лидер сделать это не пожелал, что только ухудшило отношения между странами.

"Варшава осознает те возможные риски с агрессивным населением Украины и ту огромную работу, которую ей придется провести в рамках фильтрации людей и очищения новых территорий от националистического населения", – заявил бывший депутат Верховной рады Илья Кива в своем Telegram-канале, обсуждая сценарий захвата Польшей украинской области.

Как рассказал в беседе с Baltnews политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский, Украина для Варшавы – это источник угроз, а не приобретений. Приобрести что-то Польша сможет только в том случае, если киевский режим победит и на восстановление Украины будут выделены миллиарды долларов, на которые могли бы рассчитывать польские компании. Но даже в этом случае нужно понимать, что придется действовать в условиях жесткой конкуренции, и эти подряды, если они будут, скорее достанутся французским и немецким компаниям, а не польским.

"Даже сейчас угроз от Украины гораздо больше, чем выгоды. Польша очень вложилась в эту страну, передала ей большую часть своих вооружений советского образца. Это является темой для критики правящей партии "Право и Справедливость". Их упрекают в том, что они разоружили страну. Более того, Варшава окончательно испортила отношения с Москвой. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков уже заявил, что Польша является не просто недружественной, а враждебной для России страной. А если она враждебная, то эту проблему нужно решать, и РФ этим, по всей видимости, займется.

Для польского общества сама Украина тоже является специфической угрозой. В Варшаве уже задумываются, как бороться с потенциальным потоком оружия, который ожидается по завершении военных действий. Буквально на днях заместитель министра внутренних дел Польши Мачей Вонсик признал, что украинские преступные группировки, которые ранее нелегально переправляли в Польшу подакцизные товары и нарушали правила валютного контроля, сейчас сосредоточились на нелегальной миграции, оружии и наркотиках. Украина – это дикое поле, которое провоцирует угрозы как во внешней, так и внутренней политике", – отметил эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.