Почем ксенофобия? В Евросоюзе думают, как делить мигрантов

© AFP 2024/ ARGIRIS MANTIKOS

В Евросоюзе пытаются договориться, в какую сумму оценивать отступные за каждого иммигранта, не принятого особенно недружественными к "чужакам" странами альянса.

Брюсселю уже вроде бы почти удалось убедить государства альянса в очередной раз взяться за решение одного из самых болезненных европейских вопросов: как поступать с прибывающими в больших количествах иммигрантами и надо ли их распределять между союзниками. Западноевропейские страны в принципе согласны с идеей обязательного расселения людей по разным регионам Евросоюза. Восточная Европа, включая и прибалтийские республики категорически против.

Спор из-за новых правил обращения с иммигрантами и предоставления им убежища продолжается с 2015 года, когда прежние общеевропейские правила (так называемый Дублинский регламент) оказались несостоятельными в условиях иммиграционного кризиса – нашествия примерно полутора миллионов соискателей статуса беженца из неблагополучных стран Африки и Азии. Большая часть этих людей, которым многие в Евросоюзе, несмотря на очевидную нехватку рабочих рук, были совсем не рады, оказались в южных странах альянса. И в соответствии с регламентом именно они и должны были заниматься гостями. 

Такое количество иммигрантов оказалось несоразмерно силам и средствам Италии, Греции, Мальты, Кипра и Испании, а помощь союзников была недостаточной. Тогда и родилась идея распределять прибывающих по странам альянса на основании квот. Но эта программа была рассчитана на пару лет и осталась невыполненной в полной мере по причине откровенного отказа восточноевропейских государств принимать "чужаков" или тихого саботажа квот, который использовали, например, власти стран Балтии.

Проблема, несмотря на многочисленные усилия, остается нерешенной, а ожидание практически неизбежного нового иммиграционного кризиса нервирует население и правительства стран юга Евросоюза, которые требуют от союзников проявления солидарности. За первые четыре месяца этого года на территорию Евросоюза незаконно проникло более 80 тысяч иммигрантов, что примерно на треть больше, чем было за все годы после памятного всем кризиса 2015 года.

Предлагаемый вариант выплаты отступных нежелающими расселять у себя беженцев государствами многим показался вполне приемлемым компромиссом. Деньги, стыдливо именуемые в официальных документах "обязательной компенсацией ответственности", пойдут в пользу тех стран, на которые пришлась новая иммиграционная волна. Ну, а те столицы, где особенно сильно недолюбливают мусульман и людей с темным цветом кожи, будут избавлены от необходимости их принимать, обустраивать и ассимилировать. 

Но теперь спор зашел о конкретных суммах за каждую "голову" не принятого иммигранта, и между государствами альянса вновь возник конфликт.

Отступные оценивают в сумму от 10 до 22 тысяч, что означает применительно, например, к Эстонии, что если она откажется переселить к себе 500 человек из лагерей для беженцев в Греции или Италии, то заплатить союзникам она должна будет, соответственно, от 5 до 11 миллионов евро. Образно говоря, такова цена ксенофобии. 

Естественно, центрально- и восточноевропейским государствам больше нравится сумма поменьше. В защиту своей точки зрения они приводят еще и тот довод, что уже приняли у себя миллионы украинских беженцев.

Брюссель почему-то уверен в успехе

Предполагается, что государствам Евросоюза в ближайшее время все же удастся договориться о том, как разделить ответственность за размещение беженцев и мигрантов. Об этом говорят в Брюсселе, но сомневаются во многих других европейских столицах. 

"Речь идет о европейской миграционной политике, – заявила журналистам комиссар Евросоюза по делам миграции Илва Йоханссон. – Если мы вместе договоримся об общем подходе к управлению миграцией гуманным, но ограничительным образом, мы все окажемся в выигрыше, потому что сможем вместе управлять миграцией упорядоченным образом". 

Сложно сказать, что имеет в виду комиссар Йоханссон, говоря об "управлении миграцией", да еще и "упорядоченным образом". Возможно, она имеет в виду не само массовое бегство жителей Африки и Азии от нищеты, засухи и голода – с этим процессом Евросоюз ничего поделать не может, – а управление потоками беженцев на территории самого альянса.

Евросоюз потратил миллиарды на создание лагерей для беженцев в соседствующих с его средиземноморскими границами странах Африки и в Турции, на усиление пограничной службы и береговой охраны. Но особых результатов не добился и не избавился от страха вновь столкнуться с волной иммигрантов.

По данным ООН, в прошлом году Средиземное море пересекли около 160 тысяч нелегальных иммигрантов, не менее 2,5 тысяч человек утонули или пропали без вести. Вряд ли это можно считать "достойным" результатом иммиграционной политики гуманной Европы.

Как заявляет комиссар Йоханссон, в соответствии с предварительными договоренностями никакого "принудительного переселения" и перераспределения мигрантов между странами Евросоюза не будет – каждая столица сможет выбрать, как проявить солидарность с пострадавшими от наплыва гостей союзниками. То есть вывезти к себе часть людей или откупиться. 

"Я действительно предвижу, что мы найдем компромисс в этом направлении", – сказала Йоханссон, подкрепив свои слова о "предвидении" напоминанием об отсутствии права вето у тех столиц, что недовольны и квотами, и размерами отступных.

По словам критиков нового варианта решения проблемы распределения иммигрантов, которые охотно делятся своими сомнениями со средствами массовой информации, проект компромиссного соглашения после внесения многочисленных поправок стал таким запутанным и противоречивым, что его шансы на успешное воплощение на практике близки к нулю. Кроме того, остается нерешенным главный для нежелающих никакого перераспределения иммигрантов столиц – насколько велики будут отступные за каждую "голову" и какое количество нежелательных "чужаков" им попытаются навязать во имя "солидарности".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.