Миграционная политика Евросоюза, которая долгие годы вызывает нешуточные споры между членами ЕС, вскоре может измениться. Вопрос в том, насколько сильно и с помощью каких механизмов.
Еврокомиссия (ЕК) планирует выделять больше инвестиций государствам, которые принимают нелегальных мигрантов обратно. Параллельно с этим ведутся споры о том, проводить ли предварительные проверки заявлений о предоставлении убежища на внешних границах ЕС.
По словам ответственного комиссара Илвы Йоханссон, с помощью комплексного плана действий ЕК намерена ограничить приток нелегальных мигрантов из Северной и Западной Африки. Сделать это предполагается с помощью новой программы из 18 мер, среди которых: предложения по борьбе с контрабандой людей, улучшение пограничного контроля, стимулирование процесса репатриации и… выделение денег странам, откуда в ЕС идут мигранты.
А приток их, кстати, заметно усилился в последние годы. Как пишет Die Zeit, ссылаясь на данные Frontex (агентство ЕС по охране границ), в 2022 году в ЕС нелегально въехало не менее 330 тысяч человек – это наибольшее значение с 2016 года. При этом канцлер Германии Олаф Шольц поддержал запланированное ужесточение закона о предоставлении убежища. Значит ли это, что в ЕС кардинально будет меняться ситуация с беженцами?
Мигрантов попросят на выход?
До середины июня этого года министры внутренних дел стран ЕС должны обсудить предложения ЕК по реформе миграционной политики в Люксембурге. Детали всех изменений пока что не публикуются, но известно, что агентство по охране границ Frontex должно расширить сотрудничество с Марокко, Мавританией и Сенегалом. Ну и, разумеется, деньги. Их будут давать все больше тем государствам Африки и Ближнего Востока, которые согласятся возвращать на свою территорию людей, которые незаконным способом попали на территорию ЕС.
Понятно, что сейчас, когда в Еврозоне растет инфляция, на энергетическом и финансовом рынке царит хаос, а европейский капитал уже плавно перетекает в Азию и Северную Америку, проблема мигрантов волнует политические элиты ЕС (и даже в определенном смысле простых обывателей) гораздо меньше, чем два-три года назад. Однако нынешнюю ситуацию с потоком беженцев нельзя недооценивать. Она становится все хуже. Иначе бы Еврокомиссия не объявляла, что будет депортировать значительно больше мигрантов, не имеющих права на пребывание на территории ЕС.
330 тысяч человек, которые нелегально пересекли границы ЕС в 2022-м – это, конечно, не 1,5 млн, как в 2015-м, но все равно колоссальная нагрузка на экономики стран Старого света. Более того, подливает масла в огонь и происходящее на Украине. Исходя из данных Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, с 24 февраля по 4 октября 2022 года в Европу прибыло в общей сложности более 7,6 млн беженцев из "Незалежной". При этом около 4,2 млн из них были зарегистрированы в европейских государствах в рамках национальных программ защиты и оказания помощи.
Неудивительно, что на этом фоне в ЕК предлагают предварительные проверки заявлений о предоставлении убежища на внешних границах ЕС. Да, такая процедура на практике усложнит жизнь мигрантам, создаст колоссальные очереди и отобьет у многих желание ехать на территорию ЕС. Но и еврочиновников понять можно, ведь в ЕС прибывает все больше украинцев, которые бегут явно не из прифронтовых зон, а просто пользуются ситуацией.
Переломный момент или популизм?
В беседе с Baltnews политолог Владимир Корнилов рассказал, что кардинальных изменений в европейской политике по отношению к мигрантам не будет. А вот выделение больших средств для купирования такой проблемы – однозначно. Впрочем, этот процесс и так уже усиливается в последние годы. Той же Турции отправляются средства по мере возрастания риска увеличения потока беженцев.
"Брюссель будет пытаться работать более тесно с транзитными странами, через которые мигранты "просачиваются", особенно из Африки на юг Евросоюза. Делать это нужно не только потому что итоги 2022-го показали пугающе растущее число нелегальных мигрантов в ЕС. Выделять больше средств на это вынуждают еще и действия Великобритании, руководство которой ужесточило политику отлова таких людей, переправляющихся через Ла-Манш. Да и беженцы с Украины, разумеется, усугубляют ситуацию.
Неудивительно, что даже в Германии, которая считалась при Меркель одной из самых толерантных к беженцам, готовы пойти на ужесточение. Кстати, более хладнокровно стали вести себя и другие страны, даже Швеция и Дания", – говорит эксперт.
Владимир Корнилов также напомнил, что в Великобритании сейчас ведутся дискуссии о том, как отправлять беженцев в Руанду (причем есть вероятность, что отправлять в африканскую страну будут не только ее граждан, а вообще всех мигрантов, например, тех же албанцев). Все более актуальными становятся переговоры по этой же теме между Лондоном и Парижем. Если такой механизм задействуют на практике, его могут взять на вооружение и другие страны ЕС.
"Но повторюсь, это не кардинальные изменения в политике, это увеличение расходов на решение проблемы и более оживленные дискуссии о том, как ее решать и какие еще механизмы придумать. Ничего другого Евросоюз пока сделать не может. Он же не станет буквально расстреливать беженцев на границе. У роста потока беженцев очень сложные и глубокие причины, которые одним действием, каким бы оно резким ни было, не перечеркнуть", – считает Владимир Корнилов.
Другой эксперт – политолог Андрей Тихонов – подчеркнул, что миграционное давление на Европу усилилось с началом конфликта на Украине. ЕС в силу причин идеологического характера вынужден финансировать украинских беженцев и предоставлять им жилье. Даже такая развитая бюрократическая система как европейская не может эффективно решать несколько крупных проблем одновременно, беженцы из Африки и Ближнего Востока отошли на второй план, стали мигрантами второго сорта.
"Даже НКО и активисты позабыли про них и занимаются только украинцами. Именно поэтому, чтобы облегчить себе жизнь, Европа пытается откупиться от стран, откуда идет поток беженцев и пытается ужесточить законодательство. Идеологически ничего не меняется, но с точки зрения бюрократической рациональности все делается правильно. Однако существуют серьезные сомнения в том, что некие инвестиции способны остановить миграционные потоки. Интересно, откуда инвестиции возьмутся? Брюссель будет заставлять бизнес идти в нищие страны? Законодательные меры могли бы быть более эффективными, но пока речь идет лишь о намерениях", – резюмировал политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.