Власти Туниса силой вывозят прибывающих в страну с юга континента беженцев в пустыню на границе с Ливией и оставляют там без воды и пищи. Европейские правозащитные организации обвиняют в цинизме Брюссель, недавно обещавший Тунису около миллиарда евро за соглашение о противодействии незаконной иммиграции.
Евросоюз фактически закрывает глаза на бесчеловечные методы, которыми прибрежные государства Африки пресекают на деньги альянса попытки беженцев добраться до Европы.
Договоренности в Тунисе были достигнуты без участия Европарламента и ряда ключевых национальных правительств государств Евросоюза, что на официальном уровне расценивается как превышение брюссельскими чиновниками их полномочий. А на неофициальном – как свидетельство готовности европейских лидеров с согласия правительств стран юга альянса закрыть глаза на массовые нарушения прав человека, на преступления против человечности ради того, чтобы остановить приток иммигрантов.
Количество беженцев, пытающихся с разной долей успеха с помощью контрабандистов живыми добраться на утлых суденышках через Средиземное море до благополучной Европы, продолжает расти. Тем временем договоренности между европейскими столицами о том, как быть с иммигрантами и как их распределять по альянсу по-прежнему нет. Но, как утверждают возмущенные депутаты Европарламента, это не дает Брюсселю права без согласований заключать соглашения с прибрежными африканскими странами о совместной борьбе с незаконной иммиграцией.
Ранее президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, побывав с визитом в Тунисе в компании с премьер-министрами Италии Джорджии Мелони и Нидерландов Марком Рютте, сообщила, что договорилась там с президентом Кайсом Сайедом о заключении соглашения, в соответствии с которым Евросоюз "инвестирует" в страну около 800 миллионов евро в обмен на активную борьбу местных властей с попытками иммигрантов, погрузившись на лодки, переправиться в Европу.
В Брюсселе сделку, уже получившую неофициальное название "деньги за мигрантов", считают пилотной и предполагают заключить аналогичные договоры с Египтом и Марокко. Договор с Тунисом предусматривает европейские инвестиции в прокладку подводных оптоволоконных и электрических кабелей между Евросоюзом и Северной Африкой, в "зеленые" проекты и в борьбу с миграцией. Но именно последнее с полным на то основанием сочтено правозащитниками главной причиной щедрости Брюсселя.
Подобные соглашения о противодействии незаконной миграции, заключенные с властями Ливии, как полагают правозащитники, лишь незначительно сократили поток африканских беженцев, пытающихся через эту страну добраться до Европы. На деньги Евросоюза, получаемые властями, миграционной службой и береговой охраной Ливии, как установила специальная комиссия ООН, африканских мигрантов, не имеющих средств на дальнейшую дорогу, убивают, пытают, насилуют и продают в рабство.
Подневольный труд, похищения и убийства – этот "букет" тяжких преступлений вменяется в вину контрабандистам и властям Ливии, щедро финансируемым Брюсселем. Нет никаких оснований считать, что в соседнем Тунисе, также ставшим точкой отправления мигрантов в морской путь в Европу, ситуация сложится иная.
Депутаты Европарламента были крайне возмущены, но не совсем тем, чем следовало бы возмущаться
Власти Туниса, как сообщает в частности телекомпания France 24 со ссылкой на правозащитную организацию Human Rights Watch, уже были уличены в совершении "серьезных нарушений" в отношении чернокожих африканских мигрантов.
Местные силы безопасности, по свидетельству жертв их произвола, в течение только одного месяца насильственно вывезли как минимум 1200 чернокожих иммигрантов в пустынные пограничные районы страны с Ливией и Алжиром и оставили там без воды, пищи и помощи. Несколько десятков истощенных и обезвоженных людей спасли от неизбежной смерти ливийские пограничники, заявившие, что в этой трагедии виновны власти Туниса. Правозащитники призывают Евросоюз хотя бы приостановить финансирование тунисского миграционного контроля.
Вероятнее всего, ситуация с отношением властей Туниса к чернокожим мигрантам на деле обстоит намного более мрачно, чем это становится известно европейской общественности. В истории с подобными разоблачениями "методов" обращения с беженцами в Ливии жутковатые подробности стали известны только благодаря работе специальной комиссии ООН.
"Деньги за мигрантов", которые Брюссель готов отдать за то, чтобы избавиться от непрошенных гостей, составляют немалые суммы, но они недостаточны, чтобы небогатая Ливия могла наладить систему "фильтрации", временного обустройства и депортации потенциальных незаконных иммигрантов. Гораздо проще отвезти их в пустыню или избавиться от них еще каким-нибудь "недорогим" способом. Трудно предположить, что европейские лидеры об этом не знают, но они, вероятно, готовы закрыть глаза на то, как именно их "инвестиции" используются для борьбы с беженцами.
Может показаться некоторым преувеличением вывод о том, что отношение Брюсселя к нелегальным африканским иммигрантам отражает его не декларируемое, а истинное отношение и к правам человека, так называемые "европейские ценности". Тем не менее именно так трактуют ситуацию некоторые европейские правозащитники, обвиняющие лидеров альянса в скрытом расизме, проявляющемся, в частности, в том, насколько отличаются друг от друга подходы Евросоюза к проблемам украинских, то есть белых, беженцев и африканских иммигрантов, бегущих от засух, голода, войн и иных неурядиц в своих странах.
Прочитав сообщение Еврокомиссии о заключении соглашения с Тунисом, депутаты Европарламента были до крайности возмущены. Они в буквальном смысле кричали, стучали кулаками по столам и допрашивали комиссара альянса по внутренним делам Илве Йоханссон по поводу тунисской сделки.
Но в основе их гнева в основном лежал лишь тот факт, что трио деятелей Евросоюза – глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, премьер-министр Италии Джорджия Мелони и лидер Нидерландов Марк Рютте, – не имели полномочий от Европарламента на заключение договоров с третьими странами.
Комиссар Йоханссон назвала пакт "политическим соглашением", но уклонилась от вопросов депутатов о его законности. По ее словам, лидеры Евросоюза ранее поддержали широкомасштабные соглашения об ограничении въезда мигрантов, что как бы дало Еврокомиссии основания для заключения соответствующих договоров.
Некоторые европейские парламентарии все же вспомнили о том, что президент Туниса Каис Сайед подавил внутреннюю оппозицию, а его режим практикует жестокую политику по отношению к мигрантам из стран к югу от Сахары.
Отчасти депутаты вторили протестам правозащитников, которые обвинили Еврокомиссию в использовании денег налогоплательщиков Евросоюза для поддержки авторитарного режима, совершающего преступления против человечности. Но будут ли услышаны немногочисленные голоса протестов против лицемерной иммиграционной политики Брюсселя – большой вопрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.