"Беззубая" BND: что мешает работать немецкой разведке

Экс-руководители Федеральной разведывательной службы Германии раскритиковали крайнюю зависимость BND от коллег из стран-союзниц, которая стала наиболее ощутима на фоне конфликта на Украине.

В понедельник, 7 августа, европейские СМИ тиражировали сообщение Bild am Sonntag о проблемах в Федеральной разведывательной службе Германии (BND). Авторами этого профессионального крика души выступили два бывших руководителя BND – Август Ханнинг, возглавлявший немецкую разведку с 1998 по 2005 год, и Герхард Шиндлер, бывший главой ведомства с 2012 по 2016 год.

По мнению обоих экс-руководителей BND, разведывательное ведомство Германии чрезмерно скованно немецкой бюрократией и законодательством, и поэтому зависит от разведданных союзников. Ханнинг и Шиндлер буквально выразились, что страна, по сути, делегировала свою безопасность иностранным разведывательным службам, поскольку внутренние спецслужбы ограничены бюрократией и законодательством.

По содержанию критики бывших руководителей немецкой разведки, BND не имеет ни полномочий, ни ресурсов для вербовки людей из-за рубежа, а также под сомнением находятся технологические возможности разведслужбы, поскольку считается целесообразным их централизация в отдельных организациях, таких как британская GCHQ или Агентство национальной безопасности США.

Авторы критики BND подчеркнули, что "репутация BND также была испорчена российско-украинской войной". В частности, The Times не преминула напомнить общественности, как президент BND – 61-летний Бруно Каль – "оказался в ловушке в Киеве в начале полномасштабного вторжения России и был вынужден рискнуть спасательной операцией, чтобы выбраться из Украины". И данный факт, по мнению экс-руководителей BND, никак не характеризует ведомство с положительной стороны.

Также в The Times указывается, что деятельность BND в значительной степени регламентирована и подчиняется как минимум семи различным внешним контрольным органам, что приводит к зависимости немецкого разведывательного ведомства от коллег из союзных стран.

Более того, из последних "подвигов" BND указывается, что ведомство "не предупредило правительство Германии о возможном восстании Евгения Пригожина, а недавно один из высокопоставленных сотрудников BND был арестован по подозрению в шпионаже в пользу России". Подчеркивается, что "агент, шпионивший в пользу России в BND, был обнаружен, вероятно, только после предупреждений со стороны американских и британских коллег".

Примечательно, что Август Ханнинг и Герхард Шиндлер возглавляли разведслужбу в годы, когда коллективный Запад после развала Советского Союза активно консолидировал свои усилия на постсоветском пространстве в уже известном ключе – установлении режимов, максимально лояльных правилам и ценностям Запада. Следовательно, текущее положение BND сформировалось не прямо сегодня, а гораздо раньше, то есть в пору деятельности ее экс-руководителей.

Пользуясь случаем, Август Ханнинг и Герхард Шиндлер не только сфокусировались на перечислении негативных аспектов своей бывшей "епархии", но и предложили перевести BND из ведения канцлера Германии в ведение Министерства обороны для обеспечения большей синергии. Также Ханнинг и Шиндлер указали, что еще ранее считали целесообразным предоставить BND право вести электронную разведку и хотели получить достаточную политическую поддержку для привлечения в ведомство новых сотрудников.

В заключение Август Ханнинг и Герхард Шиндлер подчеркнули, что "ни политики, ни судебные органы не должны нападать на спецслужбы как на угрозу правам граждан Германии".

Напомним, на фоне военных действий на Украине разведки коллективного Запада заметно активизировались и начали действовать, в числе прочих своих задач, в информационном поле. Авторитет разведок как особых служб существует по умолчанию, и данный факт позволяет медиаресурсам Запада многие нарративы и дискурсы, которые требуется навязать общественности, вбрасывать через спикеров от разведок, среди которых наибольшую активность демонстрируют ведомства таких стран, как США, Великобритания, Эстония, Польша, Украина.