Сколько Брюссель заплатит Египту за палестинских беженцев

© AP Photo/ Fatima Shbair

Вполне вероятно, что европейские лидеры близко к сердцу приняли страдания мирных палестинцев, изгоняемых со своей земли, но еще больше их тревожит угроза того, что эти беженцы направятся в Европу.

Брюссель предпринимает экстренные усилия, пытаясь не пустить в Европу тысячи палестинских беженцев, покидающих зону военных действий в секторе Газа. Единственный маршрут их возможного путешествия в страны альянса пролегает через Египет, который наотрез отказывается впускать бегущих от войны и лишений людей и предлагает Евросоюзу забрать их к себе. Чего европейским лидерам очень хотелось бы избежать любой ценой, включая, естественно, щедрые субсидии и кредиты для переживающего тяжелые времена Египта.

В то же время Брюссель очень не хотел бы афишировать свои намерения, чтобы не вызвать новую волну недовольства в развивающихся и, особенно, мусульманских странах, обвиняющих европейцев в дискриминации "неправильных" иммигрантов. И если по части того, кого именно поддерживать в палестино-израильском конфликте, как поддерживать и в каких выражениях об этой поддержке говорить единого мнения у европейских столиц нет, то в нежелании столкнуться с новым иммиграционным кризисом в Евросоюзе все абсолютно единодушны.

Министр по делам миграции Греции Димитрис Керидис выразил, вероятно, общее мнение европейских лидеров, заявив: "Как будто нам не хватало множество горячих точек в Северной Африке и Сирии, уже выталкивающих тысячи мигрантов и беженцев в Европу, а теперь еще и это". Имея в виду угрозу появления палестинцев, ищущих убежища в Европе.

Западноевропейские страны, как известно, остро нуждаются в рабочей силе, но предпочтительно, естественно, в квалифицированной и образованной, что оправдано экономически и по затратам на обустройство иммигрантов, включая их социальное обеспечение. Об этом много говорят и пишут, встречая в основном понимание общества.

Украинские беженцы замечательно подходят по этим критериям для целей заполнения рынка труда. Нехватка рабочих рук и способы завлечь подходящих людей в страну остаются одной из основных тем обсуждений, например, в Германии, которой ежегодно необходимо около 250 тысяч новых работников.

Значительно тише и реже говорят и пишут о том, что намного меньше приветствуется приток потенциальной рабочей силы с небелым цветом кожи, неевропейским разрезом глаз, "тревожной" конфессиональной принадлежности (желательно вообще без каких-либо религиозных взглядов), низким уровнем образования и отсутствием профессиональной подготовки. Затраты на адаптацию таких людей, если их интеграция вообще возможна хотя бы во втором поколении, слишком велики, а работать на рост валового национального продукта они будет в лучшем случае опять же только во втором или третьем поколении.

В качестве оправдания такого подхода к "классификации" мигрантов и повышенной придирчивости властей к отбору достойных кандидатов на получение статуса беженца или вида на жительство чаще всего приводится тот довод, что среди прибывающих выходцев из "сомнительных" регионов могут скрываться террористы и потенциальные преступники, что вряд ли можно считать обоснованным заявлением, так как в своем подавляющем большинстве переселяющиеся в чужую страну люди ищут стабильности, безопасности и заработков, а не приключений и проблем с полицией и спецслужбами.

Приняв и приютив миллионы украинцев, Евросоюз теперь может столкнуться с необходимостью принять около миллиона палестинцев, которым европейцы не очень-то и рады. Им трудно будет избежать новых обвинений в расизме и дискриминации иммигрантов по религиозному признаку со стороны пристально наблюдающего за тревожной ситуацией исламского мира, который считает Европу во многом виновной в кризисе и в том, что европейцы, по мнению многих мусульман, поддерживают в конфликте Израиль.

Наилучшим вариантом для Брюсселя сейчас было бы прекращение военных действий на севере сектора Газа, перемирие и достижение неких договоренностей между Израилем и Палестиной. В этом случае "засыпанные" европейской гуманитарной и финансовой помощью палестинцы остались бы в своих домах (хотя блокированный сектор Газа больше напоминает лагерь для двух миллионов человек).

Но вероятность такого решения проблемы практически равна нулю – поддержанный и прикрытый американскими авианосцами Израиль, похоже, твердо намерен раз и навсегда решить проблему бесконечной войны с палестинцами, пытающимися отвоевать себе обещанную им более полувека назад страну.

У Каира появилась возможность решить свои проблемы за счет Евросоюза

Все иные варианты для Евросоюза плохи. Принять палестинцев в таком количестве он не хочет. А более реальный выход для Евросоюза, пытающегося по мере сил помешать эскалации конфликта, а заодно и предотвратить накат волны беженцев, – применить ранее уже опробованный на Турции сценарий "много денег на мигрантов".

Брюссель в недавнем прошлом отдал Анкаре около шести миллиардов евро для того, чтобы турки оставили у себя, в лагерях для беженцев, около трех миллионов сирийских беженцев, не пустив их дальше, в Грецию и Европу. Обустройство на деньги Брюсселя новых лагерей на территории самой Палестины мало вероятно – доставить все для этого необходимое практически в зону военного конфликта невозможно, да и Израиль, вероятнее всего, этого не допустит.

Так что в нынешней ситуации получателем щедрой "антимиграционной" помощи может стать Египет. Это единственная страна, кроме Израиля, которая имеет общую границу с осажденным сектором Газа и единственным оставшимся контрольно-пропускным пунктом Рафах. Через который могут пройти только палестинцы, имеющие в паспортах визы.

Но по мере того, как по ту сторону границы будут накапливаться сотни тысяч беженцев, которым нужны еда, вода и медикаменты, растет угроза и прорывов границы отчаявшимися людьми и того, что египетские власти, не желая допустить гуманитарной катастрофы, предсказанной ООН, пропустят их через свою территорию и помогут двинуться дальше, в Европу.

Каир с полным на то основанием опасается, что чем дольше будет продолжаться наступление Израиля на сектор Газа, тем больше Египет будет сталкиваться с давлением, включая и давление на международном уровне, вынуждающим его принять поток беженцев.

Министр иностранных дел Египта Самех Шукри, как уверяет Financial Times, заявил одному своему европейскому коллеге: "Вы хотите, чтобы мы взяли миллион человек? Что ж, я собираюсь отправить их в Европу. Вы так заботитесь о правах человека – что ж, вы их принимаете".

А президент Египта Абдул Фаттах ас-Сиси ясно дал понять, что его страна не будет принимать беженцев из Газы. У переживающего кризис Египта нет ни средств, ни возможностей принять такое количество палестинцев. На граничащем с палестинской территорией бедном и засушливом Синайском полуострове практически нет необходимой для размещения большого количества людей инфраструктуры, а численность местного населения примерно в два раза меньше, чем ожидается палестинских беженцев. Но Евросоюз, похоже, собирается как-то начать решать эту проблему.

Переговоры между Брюсселем и Каиром о "совместном предотвращении нелегальной миграции", то есть о различных субсидиях и кредитах Египту, уже шли, а разразившийся кризис явно стимулировал стремление европейцев завершить их как можно скорее пусть даже уже в других масштабах и размерах сумм. Очередной раунд состоялся в кулуарах недавнего саммита в египетской столице (где лидеры мусульманских стран региона не смогли договориться о единой позиции относительно палестино-израильского конфликта).

Маргаритис Схинас, комиссар Евросоюза, отвечающий за "Продвижение нашего европейского образа жизни", заявил по итогам встречи: "Нам необходимо активно взаимодействовать с Египтом, чтобы убедиться, что Египет получает всю поддержку, которую он заслуживает за свою очень важную роль в регионе в качестве транзитного пункта".

Президент Европейского совета Шарль Мишель, срочно посетивший Каир, призвал оказать поддержку стране, которой, возможно, "придется принять десятки тысяч палестинцев". "Египту нужна поддержка, поэтому давайте поддержим Египет", – глубокомысленно изрек Мишель.

Точные суммы (а они наверняка вырастут по сравнению с теми, которые предполагалось отдать Египту до начала кризиса) никто пока не называет, но ориентируясь на ранее обещанный Брюсселем Тунису за борьбу с нелегалами миллиард евро и на шесть миллиардов, выплаченных Турции, Египет может рассчитывать как минимум на три миллиарда. В Киаре ожидается наплыв высокопоставленных европейских визитеров. Евросоюз явно не станет скупиться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.