Законодательная и исполнительная власти Евросоюза смогли согласовать проект увеличенного бюджета альянса на следующий год, но он не включает в себя уже обещанную Киеву многомиллиардную помощь.
Чтобы начать перечислять эти деньги украинским властям, Брюсселю необходимо добиться согласия европейских столиц на внесение изменений в текущий семилетний бюджет, что сделать пока не получается. Мешает нежелание ряда государств альянса повышать расходы на поддержание жизнеспособности киевского режима.
Страны альянса желали остаться в пределах 187 миллиардов евро, а депутаты Европарламента хотели большего, пытаясь увеличить ряд статей расходов в подготовленном Брюсселем проекте бюджета на следующий год в ходе переговоров с представителями союзных государств в Совете альянса. И смогли добиться согласия на дополнительное 2-миллиардное финансирование программ гуманитарной помощи, предназначенной не в последнюю очередь палестинскому населению сектора Газа, пострадавшему в ходе войны на Ближнем Востоке, на научно-исследовательские проекты и на обмен студентами.
Пришлось увеличивать расходы на обслуживание долгов альянса из-за повышения процентов по кредитам. Кроме того, бюджет подрос и за счет увеличения казны фондов, рассчитанных на срочные расходы в случае чрезвычайных ситуаций, то есть прежде всего на случай скачка цен на энергоносители, подобного тому, что так больно ударил по Евросоюзу в прошлом году.
Газовые хранилища в странах альянса заполнены, перебоев с поставками дизельного топлива вроде бы не предвидится, да и зима ожидается теплая, но зависимость альянса от импорта энергоносителей никуда не делась и наученный горьким опытом Брюссель подстраховывается крупными суммами резервов на экстренные случаи.
Такой например, как вооруженный конфликт между Израилем и Ираном, в результате которого, вероятнее всего, резко сократятся или будут полностью блокированы поставки нефти и сжиженного природного газа из арабских стран.
Бюджет поможет устранить "наиболее неотложные последствия кризиса на Ближнем Востоке в соответствующих странах, а также в Европе и соседних странах", как говорится в заявлении Еврокомиссии.
"Бюджет на 2024 год продолжит поддерживать продолжающееся восстановление экономики, одновременно укрепляя стратегическую автономию Европы. Зеленые и цифровые расходы по-прежнему будут оставаться приоритетными, чтобы сделать Европу более устойчивой и приспособленной к будущему, в том числе через NextGenerationEU".
Финансовые обязательства Евросоюза, то есть расходная часть его годового бюджета составила без малого 190 миллиардов евро. Но в нем не предусмотрена финансовая поддержка Украины, хотя деньги ей ранее были твердо обещаны.
В ходе переговоров между депутатами Европарламента и Советом альянса эту тему, несмотря на призывы Еврокомиссии, пришлось обойти стороной, так как пока не получено согласие всех стран альянса на увеличение всего его семилетнего бюджета на затребованную Брюсселем сумму, львиная доля которой должна пойти Киеву.
Пока нет этого решения, которое определит судьбу проекта дополнительных затрат до 2027 года, не может быть увеличен и годовой бюджет.
Затягивание решения судьбы "украинских денег" может вызвать коллапс Киева
Киеву обещаны 50 миллиардов евро, которые он теоретически может получить до 2028 года, то есть Брюссель готов вливать в дырявый украинский бюджет более чем по 12 миллиардов евро в год, что помогло бы киевскому режиму сводить концы с концами и продолжать бессмысленные и губительные для страны военные действия.
Таким образом бюджет Евросоюза в следующем году мог бы превысить 200 миллиардов евро, но, как уже рассказывал Baltnews, за исключением нескольких стран, в число которых вошли и прибалтийские республики, большинство государств Евросоюза не горит желанием дополнительно пополнить европейский бюджет на 66 миллиардов евро (50 – Украине, остальное на борьбу с нелегальной миграцией и ряд других задач) и предпочло отложить решение этой неприятной проблемы на декабрь.
В целом же мнение сомневающихся западноевропейских столиц таково, что Брюссель мог бы изыскать эти деньги, сократив некоторые свои неприоритетные расходы, и обойтись таким образом уже имеющимися средствами, а киевскому руководству следует постараться одолеть коррупцию и казнокрадство, которые дорого обходятся западным союзникам.
Вряд ли эта точка зрения претерпит радикальные изменения в течение месяца, взятого "на подумать", тем более что обещанные Киевом спонсорам победы на фронтах так и не состоялись.
Еврокомиссия и лично ее президент Урсула фон дер Ляйен, уже успевшая заявить, что деньги Киеву вот-вот будут, пока тщетно призывает союзные столицы одуматься и принять решение по дополнительному семилетнему бюджету.
"Необходимо срочное соглашение о пересмотре Многолетней финансовой структуры (MFF), предложенное Комиссией в июне 2023 года", – взывает Брюссель, напоминая об "удовлетворении новых важнейших потребностей". В числе которых нужды Киева, естественно, фигурируют в первую очередь. Без тех примерно 12–13 миллиардов евро в год, что обещаны Киеву, в его собственном бюджете образуется огромная брешь, чреватая экономическим, военным и социальным коллапсом.
Президенту Еврокомиссии вторит ее комиссар по делам бюджета Йоханнес Хан, заявивший после того, как было достигнуто соглашение о бюджете на 2024 год, что "необходимо сделать больше для решения всех проблем, с которыми мы сталкиваемся".
"Я рассчитываю на быстрое принятие среднесрочного пересмотра MFF, чтобы убедиться, что у нас есть полностью подготовленный бюджет на предстоящие годы", – сказал Хан, добавив, что в бюджет на 2024 год могут быть внесены поправки после утверждения реформы семилетнего бюджета.
Еврокомиссия отказывается выделить расходы на Украину в отдельное бюджетное предложение, так как опасается, что "прижимистые" европейские столицы утвердят остальные статьи дополнительных затрат, а 50-миллиардную помощь Киеву вновь раскритикуют и урежут, а то и вовсе положат "под сукно".
Что, надо полагать, многим в Европе может показаться вполне разумным ходом, вынуждающим Киев заговорить о мирных переговорах и прекращении утомившего всех, крайне накладного украинского кризиса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.