В Брюсселе состоялась массовая демонстрация. Такое событие для европейских городов, особенно столиц западноевропейских государств, в последние годы стало уже почти рутинным. Однако на этот раз речь не идет о забастовках работников нефтепереработки в Париже, протестах фермеров в Амстердаме или представителей бизнеса в Берлине.
На этот раз среди митингующих тысячи людей из самых разных отраслей. Более того, речь идет не только о гражданах Бельгии. В Брюсселе протестуют те, кого вывела на улицы Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC). Эдакий общеевропейский протест, который направлен на вполне конкретный закон, а точнее документ, условия которого руководство стран ЕС может согласовать в ближайшее время.
Речь идет о реформе "Пакта стабильности и роста", которая, если сильно упростить, заставит 14 государств ЕС сократить свои бюджеты на €45 млрд в следующем году. Это спровоцирует падение уровня жизни, сокращение расходов государств на "социалку", рост безработицы и уменьшение объемов производства.
Изменения, которые политики скрывают
Участники протестов в Брюсселе возмущены снижением уровня жизни. Как пишет Euronews, манифестанты требуют повысить зарплаты и пенсии. Что крайне важно, к такому митингу призвала именно ETUC, выступающая против возобновления "Пакта стабильности и роста", действие которого было приостановлено во время пандемии. Его конечная цель – уменьшение долга и бюджетного дефицита стран членов Евросоюза.
Кстати, на официальном сайте Европейской конфедерации профсоюзов даже ввели счетчик времени по длительности протестов и призыв всех трудящихся присоединиться к ним, причем не только в Брюсселе (где только 12 декабря уже было 12 000 митингующих), а вообще в каждой стране ЕС.
Сразу оговоримся – никакой общеевропейской революции не намечается, правительства стран Евросоюза наверняка на протестующих не обратят внимания и либо разгонят, либо просто наобещают толпе много всего "вкусного", а через день про это забудут. Требования ETUC в полной мере выполнять не станут.
Не исключено, что профсоюзы в отдельных государствах чего-то даже добьются. Однако в целом история больше не про противостояние простых рабочих и политиков в условиях кризиса, а про то, как Брюссель довел ситуацию, при которой в ЕС экономия станет обязательным условием для выживания.
Как писали в Associated Press еще в начале недели, до старта митингов в Брюсселе, министры финансов стран Евросоюза уже несколько месяцев ведут переговоры о реформе, но сложные отношения между Берлином и Парижем пока не позволяют принять этот "Пакт стабильности и роста".
Тут стоит напомнить, что бюджетные правила на уровне ЕС были приостановлены еще весной в коронакризисный 2020-й. Правительства тогда пытались увеличить финансовую помощь как для населения, так и для бизнеса.
Сейчас Еврокомиссия хочет с 2024 года восстановить "Пакт стабильности и роста", который де-юре запретит странам Евросоюза превышать потолок госдолга и бюджетного дефицита в 60% и 3% ВВП соответственно. Так что опасения Европейской конфедерации профсоюзов вполне оправданы.
Брюссель, по сути, не позволит национальным правительствам европейских стран помогать бизнесу и населению в условиях роста инфляции. А это сокращение производства на предприятиях и рост безработицы, причем в условиях, когда цены на продукты и другие товары повседневного потребления в ЕС явно выше, чем в 2020 году.
Что самое интересное – в Европарламенте, ведущих европейских СМИ и кабинетах премьер-министров или президентов стран ЕС об этом стараются слишком громко не говорить.
Кому будет больнее всего?
Вопрос бюджетных ограничений будет обсуждаться на саммите ЕС в Брюсселе 14-15 декабря. Но даже когда стороны придут к компромиссу, а рано или поздно им придется, для простых обывателей в Евросоюзе это ничем хорошим не кончится.
Полностью выполнять требования протестующих в Брюсселе политики в Бельгии, Франции, Германии или других странах Старого света все равно не станут. Конечно, это не значит, что сопротивления со стороны профсоюзов в отдельных государствах не будет совсем. Однако в целом ситуацию во всем ЕС это не изменит.
Как отметил в комментарии для Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, есть большая доля вероятности, что все будет вполне традиционно. Сопротивляться будут те, где сильны позиции профсоюзов. Из-за этого последствия экономии, которую Еврокомиссия навязывает всему блоку, будут крайне неравномерными.
"К примеру, что касается Восточной Европы с правыми популистами во главе и несуществующими профсоюзами, то там примут этот пакт как данность. Даже в Венгрии и Польше руководство, у которого большие трения с Брюсселем в последние годы, на это могут пойти. Можно даже сказать, что именно Восточная Европа будет рьянее всех экономию соблюдать", – заметил Данилов.
"Политики в регионе не побоятся злить свой электорат, поскольку всю вину можно свалить на Брюссель, кому и принадлежит идея прекращения финансовой помощи во время кризиса. Более того, в Восточной Европе, так сложилось исторически, лишать "социалку" средств ради "высшей цели" – это норма", – добавил он.
Кстати, не нужно заострять внимание только на Польше и Венгрии. Балтийские республики годами на практике доказывали, что готовы выполнять любые приказы Брюсселя, которые наносят вред их экономикам в целом, и кошельку простого обывателя в частности.
В Associated Press говорят, что экономия средств и невозможность правительств тратить миллиарды на поддержку бизнеса после 2024 года якобы сыграет на руку ультраправым партиям по всей Европе. Отчасти суждение верно. Но при этом надо признать, что население восточной Европы еще и привыкло терпеть.
Когда руководство Эстонии, Литвы, Польши, Латвии, Болгарии отказалось от закупок российского газа, после чего энергия для домохозяйств стала постепенно расти, пришли разве к власти ультраправые? Нет. В таком случае, а почему должно что-то кардинально измениться, когда вновь начнет работать "Пакт стабильности и роста"?
В Euronews, ссылаясь на последние данные ряда аналитических агентств, напомнили, что самые высокие показатели отношения государственного долга к ВВП были в Греции – 166,5%, Италии – 142,4%. За ними следуют Португалия, Испания и Франция.
Выходит, именно в этих странах население сильнее всего почувствует, что правительство решило экономить на "социалке". И стоит добавить, что как раз в этих европейских странах культура митингов и протестов (порой перерастающих в серьезные столкновения с полицией) очень сильная. Население к митингам в больших городах долго уговаривать не придется. Профсоюзам, когда в 2024 году начнет работать пакт, запрещающий помогать бизнесу и населению, как сегодня, достаточно будет только огонь к фитилю поднести.
В беседе с Baltnews доцент кафедры национальной экономики РУДН, Александр Арский отметил, что национальные экономики стран Евросоюза неоднородны по развитию своих отраслей промышленности. Однако общий парламент и общая для многих стран валюта как бы равняет "старую Европу", традиционно развитую экономически, и "новоевропейцев", требующих пакеты помощи.
"После санкционной истерии, при формировании "эффекта Байдена", при котором страны ЕС страдают от санкций больше, чем их геополитический противник, кризис в Евросоюзе стал прогрессировать. Сильнее всего это происходит в экономиках тех стран, которые были уязвимы технологически и финансово, то есть не имели развитой промышленности и больших финансовых резервов", – заметил Арский.
"Таким образом, страны-доноры в лице Германии, Франции, Италии не только откроют свои рынки для трудовых мигрантов новоевропейских стран, но и будут вынуждены решать вопросы с собственной безработицей, обусловленной переносом многих производств в США, Китай и Юго-Восточную Азию. Все пакты стабильности и роста бесполезны, так как себестоимость европейской продукции неконкурентоспособна в отраслях массового сегмента. А донорские вливания лишь разогревают инфляцию, что, как и антироссийские санкции, в конечном счете, приведет к обратному результату", – заключил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.