Новая экономическая война: Трамп требует дань с Евросоюза

© Getty Images/ Andrew Harnik

Вашингтон сомневается в готовности Евросоюза выполнить свои инвестиционные обещания и уже приготовил "план Б" – повышение пошлин на европейские товары до 35%.

Соглашение о вложении 600 млрд долл. в экономику США, подписанное 27 июля между Дональдом Трампом и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, с первых дней вызывает скепсис. Особенно после того, как президент США в интервью CNBC пригрозил ввести 35% пошлины, если ЕС не выполнит свою часть договоренностей. Ранее Соединенные Штаты согласились снизить пошлины с 30% до "стандартного", по мнению Трампа, уровня в 15% – в обмен на европейские инвестиции и закупки американских энергоносителей на 750 млрд долл.

ЕС обещал, но сможет ли выполнить?

Некоторые европейские политики – в частности, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан – уже заявили, что договоренности с США невыполнимы. Эксперты отмечают, что Еврокомиссия не может напрямую контролировать инвестиционную активность частных компаний. Как пишет Politico Europe со ссылкой на источник в ЕК, Евросоюз не располагает механизмами, которые позволяют гарантировать плановые объемы инвестиций.

Даже Европейский инвестиционный банк в основном финансирует проекты внутри ЕС или в странах-партнерах, но не в США. При этом Еврокомиссия до сих пор не представила ни стимулов, ни четких сроков по реализации инвестиционного плана. Это усиливает сомнения в реальности исполнения условий.

Тем более что капитал и так уходит из Европы. По данным самой Еврокомиссии, ежегодный отток капитала достигает 300 млрд евро, причем основным направлением остается США. Программа по созданию "Союза сбережений и инвестиций" с 2012 года так и не перешла в фазу реализации.

Европа теряет активы и рынки

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – один из ключевых факторов роста, занятости и технологического развития. Однако, как отмечает в комментарии для Baltnews к.э.н., доцент РУДН Сергей Зайнуллин, США фактически перетягивают этот драйвер на себя, угрожая дополнительными пошлинами.

Эксперт подчеркивает: после антироссийских санкций 2022 года Европа вошла в глубокий кризис, особенно в энергетике. Франция теряет влияние в Центральной Африке, Германия закрыла последние атомные реакторы, а в Великобритании остановлен последний сталелитейный завод. Сокращается и производство в машиностроении – пострадали BMW, Porsche, особенно тяжело – Volkswagen.

В таких условиях любые новые пошлины США станут серьезным ударом по экономике ЕС. Европейские компании уже потеряли российский рынок, а теперь рискуют утратить и китайский, и американский.

По мнению Зайнуллина, цель Трампа – не создание благоприятного климата, а максимально быстрое перераспределение ресурсов в пользу США. Это позволяет поддерживать американский фондовый рынок и компенсировать спад спроса на долларовые активы после заморозки российских резервов. Миф о надежности американских "трежерис" рушится: Китай, страны Персидского залива и другие инвесторы сворачивают вложения. Выход из ситуации, по мнению эксперта, – выкачка ресурсов из ЕС.

Экономическая непредсказуемость – вызов для ЕС

Несмотря на существующие инвестиции – более 2,4 трлн долл., согласно данным Бюро экономического анализа США, – Трамп требует от ЕС сверх этого вложить еще 600 млрд долл. до конца своего президентского срока. По данным Eurostat, приток ПИИ из ЕС в США в 2022–2023 годах был даже отрицательным.

Как отмечает в разговоре с Baltnews руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая, угроза новых пошлин подрывает саму идею стабильности, ради которой стороны заключили соглашение. Ради его сохранения ЕС даже приостановил ответные пошлины на 93 млрд евро, которые должны были вступить в силу 7 августа.

Однако непредсказуемость экономической политики США – один из главных факторов, сдерживающих приток инвестиций. ЕС также конкурирует с США за вложения в инфраструктуру и оборону, а альтернативные рынки в Азии, Африке и Латинской Америке становятся все более привлекательными.

Если Трамп решит пересмотреть условия уже через несколько месяцев, это станет новой эскалацией торговых войн с потенциально разрушительными последствиями для мировой экономики, подчеркивает эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.