Светлана Журова: традиционные ценности могут объединить вокруг России здравых людей

© Sputnik / Рамиль Ситдиков

Тема: Привилегия, а не право: как Европа дискриминирует россиян

О положении русских на Западе, русофобии в политике, "отмене" России в культуре и спорте Baltnews поговорил с депутатом Госдумы Светланой Журовой.

В мировом политическом лексиконе в 2022 году появилось новое понятие – "отмена России". После начала горячей фазы конфликта на Украине большая политика, к сожалению, пришла в дом к каждому россиянину.

Если раньше санкции в отношении России носили чисто экономический характер, то сегодня они затрагивают буквально все, в том числе культурный и социальный пласты. От хулиганских нападений на диппредставительства до нападок на проживающих в странах Европы русских и белорусов – на всех уровнях ощущается давление на тех, кто так или иначе связан с Россией.

Страны Запада проводят массовую кампанию по исключению России из всех сфер международной жизни. Российский МИД ранее заявлял о "беспрецедентном уровне русофобии в Европе". Как отмечали в ведомстве, "кампания по дискриминации российских студентов, спортсменов, деятелей культуры и искусства уже вылилась в принимающие массовый характер откровенно агрессивные акции в отношении россиян и русскоязычных граждан".

Президент Владимир Путин также отмечал, что на Западе развивается "прогрессирующая дискриминация" всего, что имеет отношение к России. Тем не менее попытки "отменить" Россию и ее культуру тщетны и не увенчаются успехом. Те же, кто считает иначе, "к несчастью для них, не выучили уроки истории", отметил Путин.

Время и здравый смысл берет свое, и стена, которой Запад пытается отгородиться от всего русского, дает первые трещины. Уже есть как минимум один прецедент, когда Европа отказалась отменять русскую культуру, несмотря на давление Украины. Легендарный оперный театр La Scala открыл сезон русской оперой "Борис Годунов", наплевав на призыв генконсульства Украины "пересмотреть программу сезона, чтобы заблокировать любые элементы пропаганды".

О перспективах отмены России и всего, что связано с русским миром, Baltnews обсудил с первым заместителем председателя комитета Государственной думы по международным делам Светланой Журовой.

Черные жизни важны, а русские – нет

– Как вы оцениваете положение русских за рубежом после начала Россией военной спецоперации на Украине?

– Двоякая ситуация. С одной стороны, нагнетание обстановки идет уже не первый год. Явно все случилось не с началом спецоперации. Дело в том, что это [раньше] чаще всего не касалось обычных людей.

Политиков не устраивало, что они вроде как озвучивают что-то, а люди это не подхватывают. Поэтому то, что сейчас происходит – воздействие уже на обычных граждан через пропаганду, СМИ, через передергивание фактов, фейки. Цель – повлиять на обычных людей.

Мы знаем случаи, когда, например, в кафе нельзя заходить русским, как в свое время было нельзя в США чернокожим. Сегодня уже перед афроамериканцами встают на колени за все проступки. Что же до происходящего с русскими – считают, что так можно.

[Или, например], когда говорят про спортсменов. Почему их отчасти отстранили от соревнований? Потому что это якобы небезопасно, другие могут проявить к ним агрессию. То есть допускается, что в отношении спортсменов может быть агрессия вне рамок спортивных соревнований. Чем больше вы будете не допускать спортсменов [до соревнований], тем сильнее станет изоляция, потому что у всех будет складываться впечатление, что, наверное, их наказывают за дело, они что-то совершили – значит, их следует наказывать.

Неприятно то, что именно на уровне людей стараются посеять сомнения в представлениях о нас как о людях абсолютно нормальных, добрых, позитивных, умных, улыбающихся (хотя были предрассудки, что мы никогда не улыбаемся), доброжелательных. Кстати, как раз Чемпионат мира по футболу в 2018 году очень многие мифы развенчал, ведь он был не только в Петербурге и Москве, где чаще всего бывают туристы, но и в других городах, где мы увидели еще больше гостеприимства и позитив, исходящий от людей, то есть настоящую Россию.

– К слову о Чемпионате мира – в Катаре звучала русская музыка, русские песни, та же "Калинка" и "Катюша". Хотя там знали, что Украину и Запад могут раздражать такие эпизоды. Значит ли это, что не все решили "отменить" Россию?

– Сто процентов, во-первых, не все разделяют мнение, что Россию следует отовсюду вычеркнуть. На них всячески пытаются давить, но внутри человек понимает – даже те, кто поддается этому давлению – "скорее бы все это закончилось, и я опять буду собой; меня заставляют так делать, это не мое искреннее желание, но, поддаваясь конъюнктуре, я буду соблюдать нейтралитет, поскольку понимаю, что все это временно".

Второй аспект – культура отмены. Отменяем все русское: не было великих писателей, композиторов, не было великих завоеваний, да и Юрий Гагарин не летал в космос. Не было ученых, которые делали важные для человечества открытия. Это такой элемент фашизма – есть только другие нации, а русская нация не могла сделать.

Те же санкции направлены на то, чтобы мы и в будущем, как они [инициаторы санкций] думают, не смогли ничего сделать. Мы, как всегда, как птица Феникс, возрождаемся, и у нас всегда будут и ученые, писатели, музыканты.

Не все спешат выполнять директивы по борьбе с русскими – чтобы потом не было стыдно

– Вот еще новости "отмены" культуры – итальянский театр оперы и балета La Scala открыл новый сезон оперой "Борис Годунов" российского композитора Модеста Мусоргского, несмотря на давление и акции протеста. В результате на премьеру пришли президент и премьер Италии, а также председательница Еврокомиссии. Они заявили, что "следует разделять русскую культуру и руководство РФ". Как вы оцениваете это событие?

– В Италии как раз в принципе понимают, что они вернутся обратно [к нейтральной политике в отношении Москвы], стараются в каких-то моментах придерживаться нейтралитета. Кто-то поддался русофобским настроениям, и из этого им уже сложно выйти, а кто-то все-таки понимает: пройдет какое-то количество лет, и стыдно будет людям в глаза смотреть. Поэтому если кто-то и выполняет указания, то выполняет их очень аккуратно.

В этом году мы отмечаем юбилей Сергея Дягилева. Он же приезжал в Европу с "Русскими сезонами" и открыл им русский балет. Он преподносил Россию очень самобытной, интересной даже в те времена. Сейчас открылась выставка в Москве, и ты понимаешь, насколько тогда было потрясающее открытие для того же Запада. В принципе понятно, что русская культура, с которой Европа познакомилась уже давно, – нельзя сказать, что она им не нравится, особенно балет, опера, тот же Чайковский.

– У Чайковского есть опера "Мазепа". Было бы неплохо, если бы итальянцы поставили ее…

– Это была бы немножко провокационная история, как и упомянутая "Катюша". "Катюшу", как вы, должно быть, помните, пытались сделать гимном вместо гимна России. На разных этапах у песни были разные тексты. Есть вариант времен Великой Отечественной войны, послевоенная стала более жесткой по тексту, затем пришел тот вариант, который мы знаем. Если не ошибаюсь, всего у песни было четыре версии. От варианта тоже зависит отношение – этим ведь можно манипулировать.

Русские встают на защиту своей памяти и страдают за это

– В Европе, вообще на Западе, Киев сейчас манипулирует повесткой, как может…

– Русофобские настроения, которые нашим гражданам, соотечественникам пришлось пережить… Есть страны, где их не считают гражданами до сих пор. Есть страны, которые так или иначе притесняли русских: где-то не брали на работу из-за происхождения, где-то что-то еще.

Конечно, апофеоз начался, когда начали разрушать памятники Великой Отечественной войны, а люди встали на их защиту. Они никак не ожидали, что до такого может дойти. Все, что угодно, но не эта общая память советского народа о победе над фашизмом, о стране, которая освободила Европу. А памятники советскому солдату уничтожаются – люди не могли не возмутиться по этому поводу и пострадали, выходили на акции, за что их впоследствии, к сожалению, наказывали так или иначе.

В декабре у нас прошли шестые Всемирные игры юных соотечественников, там участвует 16 стран. Из ряда государств поступили просьбы: "Можно не говорить, что мы есть, не показывать, что мы ездили, а то у нас будут проблемы, когда мы вернемся домой". Это говорят дети и их руководители. Хотя, надо признать, дети – молодцы, не побоялись и приехали. Они взрослым показывают правильный пример, как должно быть. Они приехали не только соревноваться, но и ради культурной программы. Это правильный подход.

– Раз уж вы затронули тему сноса памятников – наиболее обширная кампания по уничтожению советского наследия сейчас проходит в Латвии, Литве и Эстонии. В Риге снесли, пожалуй, главный монумент советским воинам в Прибалтике, в Нарве снесли памятник танку Т-34. Граждане – и неграждане – выходили протестовать.

– К сожалению, я так понимаю, и "Бессмертный полк" хотят запретить, хотя многие люди в нем участвовали и относились позитивно. "Бессмертный полк" пошел по Европе, ведь не только в России погибали люди на полях сражений Великой Отечественной войны, но и в других странах. Было партизанское движение, были бомбежки и многое другое. Многие понимали, что это возможность помянуть своих погибших предков. Затем к акции начали присоединяться и другие. Но сейчас наверняка это будет практически невозможно в ряде стран.

Как России обзавестись союзниками

– Если продолжать тему русофобии – несмотря на нее, есть проекты, которые нас способны объединять. Есть проекты приграничного сотрудничества, добрососедства, но страны Европы, к сожалению, в одностороннем порядке прекратили это сотрудничество, потому что оно было на паритетной основе: мы его финансировали, и финансировала Европа. Это были совместные проекты: объекты культурного наследия – общего, подчеркну, наследия – это природа, это спорт – например, велосипедная дорожка Ленинградская область – Эстония – Финляндия.

Но все эти проекты пока, к сожалению, они остановили. Ждут, что, как только политики дадут отмашку, проекты будут восстановлены. Для людей происходящее – не навсегда, они все равно понимают: будет момент, когда скажут – давайте, опять все можно, и все опять с удовольствием будут поддерживать. Надеюсь, за это время им не промоют мозг до такой степени, что больше не захотят это делать.

– То есть вы полагаете, что в конечном итоге в отношении к России все вернется к тому, как было прежде, до 2022 года?

– Полагаю, да. Международный комитет, мы с коллегами продолжаем разговаривать, рассказывать, посылать им информацию. Даже есть коллеги, которые говорят нам: "Пожалуйста, присылайте информацию, альтернативную той, что транслируют у нас в медиа, потому что у нас ее не так много, к сожалению".

– А кто именно просит?

– Те же итальянцы, коллеги, с которыми работали в рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы.

– Информация информацией, но, во-первых, как вы понимаете, идет небывалых масштабов информационная война, во-вторых, информация у наших т.н. партнеров, надо полагать, как раз есть, но она игнорируется или как минимум замалчивается, поэтому сегодня мы имеем то, что имеем. Ведется ли работа в каких-то других плоскостях?

– Советский Союз противостоял всему миру, кроме соцлагеря, разумеется. Тоже было не так просто, наверное, даже еще хуже, потому что мир сегодня стал более глобальным, взаимосвязанным, из него невозможно кого-то исключить.

Мы, напротив, где-то стали объединяться, даже зависеть друг от друга, и это было даже хорошо, поскольку это дополнительные возможности для взаимодействия. Сейчас же мы наблюдаем попытки разобщить страны, и тем, кто такие попытки предпринимает, это удается – в текущих условиях каждый пытается тянуть одеяло на себя.

Есть еще фактор ценностей: есть ряд стран, которые готовы взаимодействовать с Россией, только потому что разделяют традиционные ценности и пытаются их защитить, есть страны, которые насильно заставляют принимать то, что происходит, в угоду меньшинствам, и они не могут сопротивляться.

– Вы имеете в виду Венгрию, Китай, Иран?

– А также часть Германии, ту же Сербию, например. Я уже не говорю об Армении и частично Грузии, потому что у них также хватает митингов по этому поводу. Та же Азия, Китай.

– Вы думаете, что основой для союзов в будущем будет служить идеология – те же традиционные ценности?

– Я считаю, да. Это может объединить вокруг России здравых людей.

Приведу в пример спорт – если мы будем предлагать соревнования, где женщины соревнуются все-таки с женщинами, а мужчины – с мужчинами, это будет единственная страна, которая смело этот формат предложит. И как минимум часть девушек, которые с мужчинами соревноваться не захотят, скажут: "Это единственный вариант соревноваться по-честному". То есть Россия такие возможности предлагает.

Я думаю, происходящее сегодня – это, что называется, "выйти из тени". Все вышли из тени и показали свое лицо. Тут уже вопрос, кто как будет это понимать и как к этому относиться. Очень хотелось бы, чтобы люди поняли все правильно – где добро, а где зло.