Опросы общественного мнения в странах Евросоюза все меньше нравятся политикам, настаивающим на "войне до победного конца" Украины в вооруженном конфликте с Россией. Результаты независимых исследований показывают нарастание доли тех европейцев, что считают скорейшую капитуляцию Киева наилучшим выходом из кризиса.
И как бы официальная пропаганда не интерпретировала эти результаты, обвиняя прежде всего сторонников левых взглядов в соглашательстве с позицией Москвы, от фактов никуда не деться – среднестатистический европеец склоняется к мысли о том, что его правительство ошибается, способствуя продолжению военных действий.
Совместное предприятие нескольких европейских изданий, сеть Euroskopia, провела очередной опрос общественного мнения в девяти странах Евросоюза, задавая неудобные для властей вопросы. Интересовались, в частности, мнением респондентов о том, каким им видится завершение украинского кризиса.
Очевидно, участников проекта больше не устраивают результаты, которые выдают известные, "откормленные" правительственными заказами фирмы, специализирующиеся на опросах. Или же, как в случае, например, Эстонии, подобные исследования вообще никто не заказывает во избежание, так сказать, нежелательных результатов.
Полученные Euroskopia итоги и в самом деле вряд ли нравятся властям тех стран, где проводилось исследование, поскольку явно противоречат официально принятому нарративу, противоречат тому, что ежедневно публикуют, вещают и говорят мейнстримные средства массовой информации.
Более 60% опрошенных немцев и австрийцев считают, что военный конфликт на Украине необходимо закончить как можно скорее даже ценой капитуляции Киева и уступки в пользу России части территорий трагически гибнущей страны. Так же думает половина участвовавших в исследовании испанцев и итальянцев, более половины греков. Правда, датчане, португальцы и поляки так не думают, но доля тех, кто категорически против капитуляции Киева, меньше 50%. В среднем для всех участвовавших в опросе девяти ключевых стран Евросоюза за срочное прекращение вооруженного конфликта ценой уступок высказалось 48% респондентов.
Комментаторы отмечают, что о необходимости скорейшего завершения военных действий любой ценой в ряде стран говорят преимущественно сторонники левых партий, но это никак не меняет общую картину. Которая описывает растущее несогласие населения государств, оказывающих Украине существенную поддержку вооружениями и деньгами, с политикой их собственных правительств. Формально выступающих за "войну до победного конца" и за фактическое участие в прокси конфликте с Россией. Возможно, настроения общества в какой-то мере объясняют, например, колебания немецких социал-демократов во главе с канцлером Олафом Шольцем, оттягивающим принятие решений об отправке на Украину танков.
Премьер-министр Петков как "образец" европейского политика
Можно предположить, что мнение населения во многом разделяют и европейские предприниматели, не склонные, правда, афишировать свои взгляды на этот счет. Но данные, полученные исследователями швейцарского Университета Санкт-Галлена, свидетельствуют о том, что лишь очень малая часть европейских компаний действительно полностью свернула имевшийся бизнес в России.
Как показали результаты анализа реальной ситуации с декларируемым полным отказом западных бизнесменов от сотрудничества с россиянами, лишь менее 9% компаний стран Евросоюза, США, Канады и Японии действительно продали хотя бы одну свою дочернюю компанию в России.
На февраль 2022 года таких российских "дочек" насчитывалось в общей сложности почти две с половиной тысячи, следовательно, расстались западные инвесторы лишь примерно с двумя сотнями. Причем с теми, как отмечают эксперты университета, у которых, как правило, была более низкая прибыльность и больше сотрудников, чем у фирм, оставшихся и продолжающих работать в "стране изгое".
Если же судить по пропагандистским заявлениям, весь западный бизнес порвал с Россией, что неизбежно приведет к краху ее экономики. Но декларации и обличительные речи политиков это одно, а реальная картина происходящего и налаженный бизнес в огромной стабильной стране, которая явно не собирается никому проигрывать, – совсем другое.
Бизнес с калькулятором в руке прагматично рассчитывает риски и прибыли, а также вероятный исход конфликта и делает ставку на Москву. Ну а очевидные перемены в настроениях населения Евросоюза, вероятно, отражают масштабы потерь, понесенных в результате санкционной войны против России – трезвомыслящий европеец начинает на собственном кошельке понимать, что его личное благополучие и процветание его страны невозможны без взаимовыгодных торгово-экономических отношений с гигантской (и очень опасной в качестве врага) страной на востоке.
Отражают новые настроения, надо думать, в какой-то мере и историческую память о том, чем обычно в прошлом заканчивались попытки приструнить "дикую Россию". Прозвучит, наверное, цинично, но те страны, что понесли более тяжкие потери во Второй мировой войне, отчетливее понимают ценность взаимопонимания.
Если судить по результатам работы Euroskopia, то можно, вероятно, говорить и о провале официальной западной пропаганды, прикормленных властями средств массовой информации, неоднократно попадавшихся на искажении реальной картины и на элементарной лжи о происходящем на Украине. Социальные сети (при всех их недостатках) и блогеры-"единоличники" дают, порой, более широкую и более реальную картину событий и их подоплеки, вопреки попыткам национальных властей и панъевропейской структуры власти заткнуть им рот, обвинив в распространении фальшивых новостей.
Пропагандисты допускают грубые ошибки, невольно помогая соцсетям формировать "невыгодное" для властей общественное мнение. Характерный сегодняшний пример. Очень неоднозначно восприняты европейцами восхваления в адрес бывшего премьера Болгарии Кирила Петкова, который, как выясняется, организовал поставки боеприпасов и топлива Украине в обход собственного правительства, в обход парламента страны и пренебрегая мнением избирателей.
То есть, если верить превозносящей Петкова немецкой газете Welt (хотя скорее американской, если судить по списку владельцев компании-издателя Axel Springer Group), он, предположительно, совершал должностное преступление, за которое по идее должен быть предан на родине суду. Именно так, а не как о "герое" думают многие европейцы о Петкове: "А может и нас так же обманывают наши правители?", "О чем еще они лгут, убеждая нас в необходимости помогать Украине?"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.