В США начали разрабатывать планы на случай заморозки украинского конфликта на десятилетия. История знает множество подобных примеров – война на Корейском полуострове, Приднестровье, Карабахский конфликт. Для Вашингтона выгодно перевести ситуацию на Украине именно в такое состояние.
Вот только приостановка военных действий не означает полное их отсутствие. Для России замороженный конфликт – это постоянная угроза на границах, необходимость усиленных гарнизонов, дополнительные расходы, а еще – постоянная жизнь в подвешенном состоянии на мировой арене. Что должно произойти, чтобы Москва согласилась на подобное?
Нетипичный способ снизить расходы
Украинский конфликт развивается совсем не так, как надеялись на Западе. Военные действия должны были отвлечь Москву от мировой политики, остановить наращивание армии, а санкции – уничтожить экономику РФ и оставить ее в изоляции. И если первый пункт еще относительно успешно осуществляется, то вот второй не выдерживает никакой критики.
Ограничительные меры хоть и создают трудности для российской экономики, но рубль не спешит обваливаться, а страна не приближается к разорению. Об изоляции тоже речи не идет. Напротив, формируются коалиции, которые не только создают конкуренцию для стран "золотого миллиарда", но и отказываются от доллара. Предстоящее расширение БРИКС – яркое тому подтверждение. Впрочем, как и увеличение объемов сделок по продаже российских углеводородов за юани, рупии.
При этом на США и ЕС проблемы накатывают волнами размером с цунами. Украина требует все больше денег, а побед не обеспечивает. Отказ от российских энергоресурсов усиливает энергокризис и уничтожает промышленность. Повышение цен на газ и нефть стимулирует инфляцию и ввергает эти государства в рецессию.
Возможно, США смогли бы выдержать еще несколько лет военных действий на Украине (на афганскую компанию ведь хватало ресурсов). Но все же постоянные дыры в бюджете, которые оставляет "помощь Киеву" – не лучший сценарий для Вашингтона. А вот перевести конфликт в замороженное состояние – это как раз то, что нужно! Как отмечает Politico, США уже строят планы на случай превращения украинского конфликта в замороженный и рассчитывают, что он может продлиться много лет или даже десятилетий по типу корейского.
Для Вашингтона это действительно может оказаться лучшим вариантом – не проиграли официально, и Россия постоянно занята вооруженными соседями, и Киев спонсировать в таком объеме уже не нужно. Интенсивность военных действий снизится, а расходы на поддержку Украины упадут. В преддверии выборов для администрации президента США Джо Байдена именно сокращение бюджетных трат является приоритетным вопросом. При этом страна, находящаяся в состоянии замороженного конфликта, обязана быть "вооруженной до зубов", а значит, Украина продолжит получать оружие по ленд-лизу, обеспечивая прибыль военно-промышленному комплексу США.
Напомним, недавно Вашингтон передал Украине оружие на сумму 300 млн долларов из существующих запасов страны (в основном боеприпасы), а 9 мая также выделил 1,2 млрд долларов на закупку у американского ВПК более технологичного оружия, включая средства ПВО. За год военных действий (с февраля 2022 по февраль 2023) совокупный объем военной помощи США Киеву превысил 30 млрд долларов. И это в ситуации, когда госдолг Соединенных Штатов достиг предела, а Минфин США называет дату дефолта – 1 июня 2023 года!
Конечно, всерьез ожидать, что Вашингтон не сможет платить по счетам и объявит себя банкротом, не стоит. Потолок госдолга вновь повысят, как это было уже не раз (78 раз с 1960 года). Но вот население так просто успокоить не получится. За почти полтора года военных действий на Украине количество сочувствующих этой стране заметно снизилось. Американцы устали от того, что Киев вытягивает деньги из их бюджета не хуже пылесоса. И для того, чтобы завоевать электорат перед выборами, которые состоятся уже в следующем году, стоит заморозить конфликт.
Конечно, полная и окончательная победа была бы выгоднее для США. Она означала бы не только капитуляцию и значительное ослабление России, но и сохранение американской гегемонии минимум на десятилетия. Так что заморозка конфликта выглядит со стороны администрации Байдена как компромисс, хоть и плохой. Впрочем, как рассказал в беседе с Baltnews вице-президент РАПК (Российская ассоциация политических консультантов) Андрей Максимов, ничего существенного Запад не потеряет. А вот приобрести может многое.
"Для ВПК Соединенных Штатов это отличный сценарий, впрочем, как и для европейских компаний оборонно-промышленного комплекса. Они ведь получают прекрасный рынок сбыта для оружия – конфликт с современными образцами вооружений, которые можно там тестировать. При этом ни Вашингтон, ни даже Брюссель практически ничем не рискуют, а зарабатывать будут долго.
Это устроит обе противоборствующие партии в самих США. Республиканцы традиционно выступают за интересы промышленности и компаний, производящих вооружения. Им это выгодно. Демократы поддерживают банковский сектор, который на конфликте тоже неплохо зарабатывает. Все довольны", – отметил эксперт.
А нужно ли это России?
Разрабатывая планы по замораживанию украинского конфликта, в США напирают на то, что ни Киев, ни Москва не собираются признавать поражение и даже идти на уступки. Вот только обещая продумать этот сценарий, в Вашингтоне тактично умалчивают о ситуации на фронте, а также об обстановке на самой Украине.
Знаменитое "весеннее контрнаступление", которое обещали все киевские политики, а заодно и западные СМИ, не состоялось. Киев не то что не состоянии отвоевать занятые территории, но даже удержать уже имеющиеся не может. Сколько бы солдат Владимир Зеленский ни отправлял в Артемовск (Бахмут), этот город полностью отстоять не удалось. На данный момент украинские военные занимают меньше одной улицы. А ведь армия истощается. За год проведения СВО погибло около 120 тысяч украинских военных, в первую очередь, это были опытные солдаты и офицеры. Для сражений набирали уже срочников, причем часто хватали на улицах, нарушая все мыслимые права человека.
В самой Незалежной дела тоже обстоят не лучшим образом. Зеленский продолжает политику террора и искоренения инакомыслия, которая характерна для военной диктатуры. Война против "предателей" и "двойных агентов" идет намного более активнее (и успешнее!), чем боевые действия на фронте.
Как отмечает Politico, украинцы опасаются, что за этой борьбой скрывается политическая охота на ведьм. Киевская пропаганда хоть и работает без перерыва, но все же дает сбои. И сегодня люди начинают сомневаться в том, что вещает им рупор Верховной рады. В обществе назревает мнение, что охота на шпионов необходима для того, чтобы скрыть коррупцию и правонарушения властных структур, а также отвлечь внимание от проблем, вызванных некомпетентностью украинского правительства.
Экономика страны тоже далека от идеала. Она уже практически нежизнеспособна и больше напоминает человека на аппаратах жизнеобеспечения – если отключить финансовые вливания из ЕС и США, выжить не получится. На протяжении 2023 года Евросоюз будет выделять Киеву 1,5 млрд евро в месяц, которые должны идти на "экономическое восстановление". По сути, эти деньги нужны хотя бы для выплаты пенсий и других социальных пособий, ведь в бюджете денег нет. Уже к середине 2022 года долги Украины в два раза превысили ее бюджет.
За восемь лет постоянных траншей Запада эта страна получила более 75 млрд долларов финансовой поддержки. Только по линии МВФ набралось более 16,58 млрд долларов под различные политические требования. При этом как страна со средним уровнем дохода Украина должна платить базовую процентную ставку в размере 3,5%. В итоге уже почти год Киев выплачивает по процентам больше, чем получает, даже учитывая постоянные транши. Если конфликт и стоит замораживать, то как можно раньше. Можно и не дотерпеть. Другой вопрос, что в Вашингтоне хотя и рассуждают об этом, практических шагов пока еще не сделали.
Главный научный сотрудник Института Европы РАН, президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПбГУ Николай Межевич отмечает, что пока не наблюдается большой активности американских политиков в плане мирного урегулирования, которое и должно начать заморозку конфликта.
"Давайте начистоту, если бы в Вашингтоне захотели затормозить конфликт, они бы это сделали с помощью одного телефонного звонка Зеленскому. Никуда бы он не делся, пришлось бы исполнять. Более того, это означало бы и его отстранение от власти. Он в глазах Москвы переговорщиком по перемирию уже быть не может, впрочем, он сделал очень многое для того, чтобы в принципе отсечь такую возможность для себя. А тот, кто придет вместо Зеленского, как бы способен начать с чистого листа. Новый руководитель мог бы выйти и на переговоры с Вашингтоном, и на переговоры с Москвой, причем как бы со своими (разумеется, чисто условно) идеями", – полагает он.
Политолог подчеркнул, что заморозку конфликта в целом можно рассматривать в качестве предмета для дискуссий. Но это только в теории. На практике пока реальных предпосылок для этого не видно, как и приемлемых для Москвы условий.
"Даже корейский сценарий пока очень далек. Между Сеулом и Пхеньяном, конечно, каждый год вспыхивают определенные инциденты: где-то прозвучит одиночный выстрел, кто-то пересечет границу – сбежит и т. п. Однако между странами де-факто реальное перемирие, и ситуация стабильная. Между Москвой и Киевом сейчас такого в принципе быть не может. Не те условия.
Что могут США предложить России для заморозки такого конфликта? Может быть, четыре новых субъекта, которые станут частью Российской Федерации, плюс Крым. Возможно, тогда начнутся какие-то переговоры. А если Москве будут грозить отъемом Ставрополья, Кубани, Белогородкой, Курской и Воронежской областей, увы, ничего не выйдет. МИД РФ готов говорить и постоянно об этом напоминает, но реальных шагов со стороны Запада нет, а значит, заморозка конфликта для Москвы сегодня – не вариант", – считает автор телеграм-канала "Профессор Межевич Н.М.".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.