В поиске "агентов Кремля" Польша и Прибалтика забывают об элементарной морали

© ria.ru

Страны Балтии могут последовать примеру Польши, которая под предлогом поиска "агентов Кремля" собирается бороться с пророссийскими настроениями и прочими формами инакомыслия.

Прибалтийские столицы с интересом наблюдают за судьбой проекта нового закона, который продвигают у себя в стране польские националисты. Правящее в Варшаве правительство собирается создать специальную комиссию для расследования предполагаемого влияния России на польскую политику и отдельных лиц. Выявленным "агентам Кремля" будет запрещено занимать государственные должности в течение десяти лет.

Европейские обозреватели предпочитают называть подготовленный правящей в Польше партией национал-консерваторов "Право и справедливость" законопроект "противоречивым". А комментируя заявленное президентом Анджеем Дудой решение этот документ подписать, говорят о недовольстве оппозиции и нехорошем резонансе в европейских столицах.

И это, похоже, все, что смущает комментаторов, полагающих, что задуманный польскими националистами массовый поиск воображаемых агентов Кремля и просто людей, имевших связи с Россией, с последующим для них "запретом на профессию", чреват внутриполитической нестабильностью и, возможно, противоречит правам человека.

Но от нового польского закона настолько ясно и сильно разит русофобией и вонью костров, обычно завершающих охоту на ведьм, что называть его всего лишь "противоречивым", по меньшей мере, странно. Русофобия в последнее время не считается в Евросоюзе чем-то совершенно недопустимым для политиков, как иные проявления ксенофобии и нетолерантности.

Однако намерения Варшавы наказывать соотечественников всего лишь за контакты с россиянами – это уже какой-то новый уровень ненависти. Тем временем Польшу вроде бы осуждают с позиции соответствия нового закона принципам политической свободы и главенства права, но он вовсе не оценивается в альянсе с точки зрения его элементарного соответствия принципам морали.

Наказание за "связи с Россией", похоже, не сочтено недопустимым. Президента Дуду и правительство партии "Право и справедливость" подозревают только в том, что они пытаются использовать поиск "агентов Кремля" для устранения политических соперников в преддверии решающих парламентских выборов этой осенью.

Законопроект о создании специальной комиссии, которая займется выявлением "сомнительных" действий общественных деятелей, политиков и чиновников, предпринятых "под влиянием России", был в срочном порядке принят польским парламентом и немедленно получил поддержку президента Дуды. За что Варшаву, хоть и негромко, но осуждают, указывая на то, что никакие правительственные или парламентские комиссии не могут подменять собой органы правопорядка и суды.

Варшава и прибалтийские столицы "развиваются" по одному сценарию

Не во всех европейских столицах шепчутся о том, что поляки перегибают палку. В странах Балтии, вошедших наряду с Польшей в европейскую команду ярых сторонников максимально жесткой антироссийской политики, ни о чем таком не говорят. И, похоже, с интересом наблюдают, чем все закончится, чтобы при случае предпринять нечто подобное, дополнив список уже принятых мер "борьбы с влиянием России".

Снос памятников солдатам и поэтам, раскапывание воинских захоронений, запрет символики и средств массовой информации, ликвидация русского образования, наделение полиции правом решать, что есть "пропаганда российской агрессии", а также запугивание русских активистов – есть соблазн дополнить все это еще и законом о запрете на профессию (неформально он уже действует), на политическую деятельность для недостаточно "лояльных" представителей русскоязычного меньшинства.

Попытки уже предпринимаются, и "опыт" Варшавы, если Евросоюз не сможет помешать польским националистам его реализовать, придаст их прибалтийским последователям энтузиазма. Эстонское правительство уже попыталось лишить российских и белорусских граждан избирательного права, и хотя попытка не удалась по причине возражений правоведов, сам факт того, что она все же была предпринята, указывает на направление мыслей и надежд местных борцов с "кремлевскими агентами".

Новым примером очевидного поиска возможностей на законодательном уровне создать инструмент уничтожения даже воображаемого российского влияния можно считать новый законопроект, подготовленный и уже направленный на утверждение в парламент страны свежеиспеченным министром юстиции, членом правящей партии Реформ Калле Лаанетом.

Министр предлагает изменить формулировки в уже действующем законе "О разжигании ненависти" (точнее говоря, все же не о разжигании, а как бы о борьбе с ним) таким образом, чтобы под действие уголовного кодекса подпадали лица, публично "разжигающие ненависть, насилие или дискриминацию" таким образом, что это может поставить под угрозу "общественный порядок".

Отсылка к "общественному порядку", по замыслу министра Лаанета, должна заменить более четкую формулировку о разжигании, которое "связано с угрозой жизни, здоровью и имуществу человека". Что именно понимается под "общественным порядком", министерству юстиции приходится разъяснять отдельно, и его определения не нравятся местным правоведам. Последние указывают на противоречивость и размытость трактовок такого понятия как "общественный порядок".

За спором пары эстонских правоведов (честь им и хвала) с министерством юстиции, то есть с правительством, стоит их общее понимание того, что речь идет о возможности пресечь любую политическую или общественную активность русскоязычного меньшинства. Ведь последнее, если послушать официальную Варшаву, само по себе как бы угроза "общественному порядку", поскольку "подвержено пропаганде Кремля".

Министр предлагает возможность на уровне закона под угрозой уголовной ответственности запретить практически любой протест и ограничить свободу слова, а право обвинять "неблагонадежных" в создании "угрозы общественному порядку" передать органам правопорядка. Это, конечно, не "противоречивый" польский вариант борьбы с "агентами Кремля", но, вообще-то, ничуть не лучше.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.