Кредо Прибалтики: русские – плохо, русские деньги – хорошо

© AFP 2024/ KENZO TRIBOUILLARD

Тема: Привилегия, а не право: как Европа дискриминирует россиян

Если посмотреть на отношения стран Балтии с Россией "под микроскопом", картина получается двойственная. Если в политическом срезе очевидна русофобия, то в экономическом наблюдается нечто иное. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.

Страны Балтии громко заявляют о противостоянии с Россией. Латвия, Литва и Эстония и до 2022 года входили в число самых антироссийски настроенных стран в Европе – вполне заслуженно – а сейчас уж и подавно.

Однако, пока политическое руководство стран Балтии демонстративно идет на обострение конфликта с Москвой – это и враждебная риторика, и попытки лишить соотечественников вида на жительство, и планы передать Киеву замороженные российские активы – в экономическом измерении мы наблюдаем любовь к российским деньгам, можно даже сказать – зависимость от них.

В конце августа в Эстонии разразилась политическая буря – внезапно выяснилось, что компания Арво Халлика, мужа премьера Каи Каллас, продолжает бизнес с Россией, пусть и в виде завершения заключенных ранее контрактов. Транспортное предприятие Stark Logistics, в котором у ее супруга была доля акций, продолжило сотрудничать с Россией во время СВО. А ведь речь идет о политике, которому СМИ сделали репутацию чуть ли не самого непримиримого "ястреба" в ЕС.

Каллас бросилась оправдываться, заявляя, что ничего не знала, всем заправлял ее муж. И что последний был миноритарием, а бизнесом занимался не ради прибыли, а чтобы помочь компании уйти с российского рынка. Однако премьер была вынуждена признать, что лично кредитовала компанию Stark Logistics через другую фирму – за счет средств из госбюджета, разумеется. Впрочем, несмотря на такой "компромат", премьер даже не подумала уходить в отставку.

"Экспортеры-негодяи"

Пусть эти факты всплыли не сами по себе, а в рамках "войны компроматов", да и само зарабатывание денег в случае супруга эстонского премьера можно назвать косвенным, скандал вокруг персоны Каи Каллас дал повод задуматься о том, кто еще может продолжать вести бизнес с российскими и белорусскими партнерами. Ведь Stark Logistics наверняка не единственная компания, оказавшаяся "несознательной".

На это обратил внимание главный экономист Института международных финансов (IIF) Робин Брукс. Он обнаружил: если смотреть на торговые данные, то получается, что страны Балтии – одни из самых дружественных для России среди западных.

Эстония, Латвия и Литва продолжают как экспорт своей продукции в России, так и реэкспорт товаров из других западных стран (часто подсанкционных) даже в большем объеме, чем до 2022 года. Санкционные запреты обходятся транзитными поставками в страны Центральной Азии, они обозначаются синим цветом на диаграмме.

"Сравните объемы торговли стран Балтии с тем, как уменьшились поставки из Финляндии, которая действительно старается соблюдать санкционный режим против России", – пишет главный экономист IIF Робин Брукс.

Экспорт стран Балтии и Финляндии в Россию и страны Центральной Азии в апреле 2023 года

Если перефразировать Ильфа и Петрова, все существо их протестовало против торговли с Россией, но не торговать они не могли. Они торговали, и им было стыдно. Кто же эти "застенчивые предприниматели", продолжающие деловые отношения, несмотря на геополитику? Рассмотрим на примере Латвии.

Латвийские компании в первом полугодии 2023 года, несмотря на санкции, экспортировали товаров в Россию на сумму 560 млн евро – это больше, чем в первом полугодии 2022 года.

Ранее министр экономики Латвии Илзе Индриксоне устроила публичную порку бизнесменов, поручив Центральному статистическому управлению (ЦСУ) опубликовать на своем сайте список компаний, которые экспортируют товары в Россию или Белоруссию, и обновлять его ежемесячно.

Многие предприниматели были весьма недовольны таким шагом – и не без оснований. Названия компаний были опубликованы без указания объема экспорта, сумм, без какого-либо анализа и пояснений.

Итак, согласно этому списку, в 2019 году из Латвии в Россию экспортировали 1095 компаний, в 2022 году– более 800 латвийских компаний, в первые пять месяцев 2023 года их осталось всего 307.

Список включает 169 экспортеров в Россию и 94 в Белоруссию, которые в первом полугодии 2023 года поставили в эти страны товаров на общую сумму 560 миллионов евро. В мае этого года из Латвии в Россию чаще всего экспортировали алкоголь, продукты питания, химические вещества, лекарства, машины, механизмы, электрооборудование и текстильные изделия.

Самым высоким оборотом отличилась фармацевтическая компания Grindex, которая занимается экспортом в Белоруссию. В Россию экспортирует ее дочерняя компания Kalceks – тоже одна из крупнейших в этой сфере.

В своем отчете за 2022 год конгломерат заявил, что заработал более 70 млн евро с продаж на российском рынке, что составляет четверть его оборота. Другая крупная латвийская фармацевтическая компания Olainfarm, которая также экспортирует свою продукцию в Россию, ссылается на международные права человека.

"Поэтому лекарства и изделия медицинского назначения не включены в санкционные списки ни Евросоюза, ни других стран Запада, и никаких ограничений по этим группам товаров в настоящее время не планируется", – говорится в сообщении компании.

Из числа относительно крупных экспортеров фармацевтической или медицинской продукции в список попали также компании Elpis, LV System Service, Medibridge.

Латвийский дистрибьютор алкогольных брендов Pernod Ricard Eastern Europe Operations в апреле 2023 года объявил о прекращении деловых отношений с Россией, но продолжает экспортировать в Белоруссию. За период с середины 2021 по середину 2022 года российской дочерней компании было продано товаров и услуг на сумму в 84 млн евро.

В числе "экспортеров-негодяев" оказались также SIA Green Trace, которое экспортирует технику Electrolux, Zanussi и других брендов через Латвию в Россию, производитель средств гигиены SIA iCotton, дилер лабораторного оборудования SIA Biosan, логистическая компания Sonora Ekspedīcija, оптовая торговля напитками, табачными изделиями и другой продукцией ООО Stream Distribution

Латвийские общественные СМИ отмечают, что предприятия продолжают вести бизнес с Россией, поскольку они не нарушают антироссийские санкции США и ЕС. Авторы публикации с прискорбием написали, что для прибалтийских предпринимателей прибыль оказалась важнее "деловой этики".

Бизнес находит оправдания

Сам же латвийский бизнес расценивает продолжение экспорта в Россию как рациональное деловое решение.

По мнению местных предпринимателей, к ограничениям следует подходить с практической стороны и не реагировать эмоционально, что может навредить сотрудникам компаний и, следовательно, всей Латвии.

"Бизнес тесно связан с геополитикой: каждое наше действие кому-то помогает и кому-то мешает. Мы работаем в демократической среде, и если кто-то продолжает работать в России, у него может быть разная аргументация – у кого-то нет других вариантов", – говорит президент Латвийской Торгово-промышленной палаты Айгар Ростовскис, призывая к открытой дискуссии между предпринимателями и обществом.

Объяснять свои действия экспортеры в целом не хотят. Латвийское телевидение попросило около 40 экспортеров, чей оборот превышает 10 миллионов евро, прокомментировать торговлю с Россией и Белоруссией. Из них ответили только 14, да и те ограничились заверениями, что постепенно прекращают сотрудничество.

Некоторые предприниматели прямо дают понять, что перестроят цепочки поставок, когда смогут, а не когда захотят политики. Например, Валентин Кильдяшкин, член правления SIA Centrum Europa, оптового торговца канцелярскими товарами, ответил:

"Компания Centrum Europa экспортирует свою продукцию более чем в 50 стран мира, в том числе в Россию, Беларусь, Украину. Мы ничего не покупаем в России, только продаем товары для школы и детей. Мы постоянно участвуем в международных выставках, ищем новых клиентов в разных странах мира (Европа, Азия, Африка, Латинская Америка). При этом следует учитывать, что переориентация бизнеса на другие рынки требует много времени и затрат. К сожалению, такие страны, как Германия, Франция и США, нашу продукцию не покупают".

Член правления SIA Puratos Latvia, производящего джемы и другие продукты марки Pūre, Айгарс Балодис и вовсе ответил прессе с нескрываемым раздражением:

"Мы работаем над новыми экспортными рынками в Латвии, чтобы иметь возможность заменить существующие продажи. Это не простой и быстрый процесс. Было бы здорово, если бы латвийское государство могло предоставить необходимую дополнительную поддержку, которой сейчас нет. И спасибо за совет переориентироваться и продавать в другом месте. Очень легко сказать, но трудно сделать".

В связях с Белоруссией уличили компанию депутата Рижской думы, по совместительству зампредседателя Управления Рижским свободным портом Эдгара Штельмахерса. Он является совладельцем и менеджером SIA New Rosme, производящего нижнее белье. Журналистам он сказал лишь то, что в Белоруссии только производство, а товар не продается. И вообще, он обеспечивает "много представителей оппозиции… работой, средствами к существованию".

Наконец, даже латвийская государственная компания работает с Россией – поскольку не может не делать этого. Так, в марте этого года дочернее предприятие "Латвийской железной дороги" LDz Cargo опубликовало информацию, из которой следует, что его оборот в 2022 году составил 148,444 млн евро, что на 2,8% больше по сравнению с 2021 годом.
Больше половины, или 51,8%, перевезенных LDz Cargo грузов прибыло из России. На втором месте по количеству грузов был Казахстан – 23,2%, далее следуют Белоруссия – 9,4%, Литва – 14,2%, Узбекистан – 0,8%, Эстония – 0,2%, Украина – 0,2% и другие страны – 0,2%.

При этом прибыль снизилась на 27,6% – до 5,104 млн. И это еще латвийская компания сумела воспользоваться тем, что эстонский государственный перевозчик Operail с 1 января прекратил перевозку товаров российского и белорусского производства.

Что станет с компанией, которая и так вынуждена распродавать имущество и сокращать персонал, если она прекратит сотрудничество с Россией и Белоруссией – вопрос риторический.

Как следствие, само государство, по большому счету, не идет до конца в реализации своих угроз, и не решается прервать перевозки через границу. Вот какое объяснение на уровне "а другие вон что делают" дала та же Индриксоне, ранее "сдавшая" своих же экспортеров:

"Мы дискутировали о физическом закрытии границы, недопущении перевозок на сухопутной границе, но, если это делают не все страны, имеющие границу с Россией и Белоруссией, а только мы, это не даст никакого результата. Все это будет происходить по окружным дорогам. Должна быть общая позиция. Мы всегда это подчеркивали и выражали в сотрудничестве с нашими соседними странами, что эти санкции, условия и требования должны быть едиными".

По этой причине более серьезных мер со стороны Латвии против России пока не ожидается.

Этика этикой, а жить как-то надо

Что касается других стран Балтии, для Эстонии Россия впервые стала крупнейшим направлением экспорта без учета торговли со странами ЕС в марте 2023 года, ее доля выросла с 15,1% до 15,7%. До этого лидировали США. Согласно данным статистического управления ЭР за май, экспорт Эстонии в Россию вырос на 17 млн евро в марте этого года до 74 млн евро в годовом исчислении.

В свою очередь, литовское Государственное агентство данных отчиталось, что более 260 компаний все еще экспортируют продукцию в "страну-агрессор" – это примерно наполовину меньше, чем в январе 2022 года, а число фирм, торгующих с Белоруссией, даже выросло и составило 746.

Экспорт литовских компаний в Россию в первом квартале прошлого года составил более 770 млн евро, а в третьем квартале – уже более 850 млн евро.

В Россию литовские компании чаще всего экспортируют оптику, медицинские и измерительные приборы, транспортные средства, электрооборудование, видео- и звуковое оборудование, а также котлы и механическое оборудование, сказал глава вильнюсской ассоциации бизнеса и промышленности Сигитас Бесагирскас.

"Если мы посмотрим торговую статистику, те товары, которые не попали под санкции, продолжают идти из Литвы в Россию. И мы видим, что торговля с Россией продолжает расти", – заявил он в эфире телеканала LRT.

Правда, отмечается, что торговля идет не подпадающими под санкции товары, так что речь идет исключительно о "вопросе этики и совести каждого бизнеса", как выразился Бесагирскас.

В той же когорте "неэтичных" внезапно оказалась и Польша. После разоблачения стран Прибалтики, которые в последние полтора года только увеличили экспорт товаров в Россию, часто подсанкционных, упомянутый в самом начале Брукс добрался до нее. Варшава – пожалуй, главный в Европе проводник антироссийской политики – похлеще стран Балтии.

"Польский экспорт в Центральную Азию (синий цвет на диаграмме) теперь превышает прямой экспорт в Россию (красный цвет). Но почти весь экспорт в Центральную Азию на самом деле попадает в Россию", – пишет Брукс.

Причем в Центральную Азию, то есть на самом деле в Россию, направляются в основном находящиеся под санкциями товары – от микрочипов до механизмов и станков. Фактически польский экспорт в Россию не упал, находясь сейчас на уровне 2017-2018 годов.

Ну, и еще один факт о Польше, что называется, на добивание – издание Rzeczpospolita сообщило, что число предприятий, принадлежащих россиянам, после введения антироссийских санкций не только не сокращается, оно даже растет.

"Польские санкции заблокировали лишь часть крупнейших российских предприятий. Тем временем на 40% увеличилось количество российских предпринимателей в нашей стране, – говорится в публикации. – Подавляющее большинство российских субъектов, подпавших под санкции… по-прежнему остаются в Польше, хотя и не ведут хозяйственную деятельность. Более того, в нашей стране за год появилось более 400 новых компаний, принадлежащих россиянам".

Для чего нам вообще знать эти цифры? Они красноречивее любых призывов "калласов" и прочих политиков говорят о том, насколько искренне страны Балтии ведут борьбу с "агрессором" за "свободу" Украины – говорят, в первую очередь, странам Запада. Сухие факты дискредитируют антироссийскую линию и выбивают почву из-под тех, кто ее проводит – как внутри, так и вне страны.

Той же Кае Каллас националисты едва ли простят "игру за обе команды". "Старшим партнерам" такое тоже едва ли понравится. Нам остается только наблюдать, как политики-русофобы "хоронят" себя и репутацию своих стран – пока частный бизнес ищет и находит бреши в "железном занавесе".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.