Латвия хочет избавиться от пожилых граждан РФ

Латвийские пенсионеры
© Sputnik

Александр Буртасов

Тема: Привилегия, а не право: как Европа дискриминирует россиян

Латвийские политики грозят русским пенсионерам массовой высылкой – чтобы унизить их, в идеале – извести, а заодно получить возможность не платить пенсии.

Управление по делам гражданства и миграции готовится разослать в сентябре письма гражданам РФ, не предпринявшим никаких действий для продления ВНЖ в Латвии. В письмах будет настоятельная просьба "добровольно-принудительно" покинуть страну. По предварительным данным МВД, таких в Латвии насчитывается 10 тысяч, и их ждет депортация.

Планируется, что российские граждане, которые не выполнили поставленные властями условия, потеряют постоянный вид на жительство и могут быть принудительно доставлены на сухопутные пограничные пункты на границе с Россией. Теоретически депортации могут начаться уже со 2 сентября, но, вероятнее всего, со 2 декабря.

Согласно действующей редакции Закона об иммиграции, срок действия постоянного ВНЖ у граждан РФ истекает 1 сентября 2023 года. Чтобы жить в Латвии, им предписывается подать заявление на получение статуса постоянного жителя ЕС. Чтобы получить этот статус, необходимо предоставить справку о знании государственного латышского языка и о наличии финансовых ресурсов для проживания в Латвии – не менее минимальной заработной платы в месяц (500 евро) в течение последних двенадцати месяцев или документ о назначении пенсии в ЛР.

Речь идет, отметим, не о "понаехавших" россиянах, купивших недвижимость в той же Юрмале. Не касается закон и эмигрантов-россиян, приехавших в Латвию после начала СВО. Поправки касаются только бывших неграждан и граждан Латвии, которые отказались от данного статуса и получили гражданство РФ – пожилых людей, для которых сдача экзаменов само по себе испытание.

Второй момент, о котором тоже следует напомнить: в Латвии самая большая русская община среди стран Балтии. Около 40% населения Латвии – нацменьшинства. Для большинства из них родной язык – русский.

Статья 114 Конституции Латвии в отношении национальных меньшинств гласит: "Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право сохранять и развивать свой язык, этническую и культурную самобытность". В новом введении к Конституции 2014 года также декларируется, что латвийское государство "уважает национальные меньшинства".

Праворадикальное Нацобъединение подготовило законы, позволяющие не продлевать ВНЖ, остальные "латышские" партии в большинстве поддержали. Международное право? Собственная Конституция? Нет, не слышали! Евродепутат от Латвии Инесе Вайдере и вовсе прямым текстом заявляет: Латвия ничего не должна людям, которые не выучили латышский язык, а "о гражданах РФ должна заботиться Россия, а не Латвия". Такое вот "уважение" к национальным меньшинствам.

"Депортация", заметим, – не преувеличение "кремлевской пропаганды". Это слово прозвучало во время выступления в Сейме лидера оппозиционной партии "Латвия на первом месте" Айнарса Шлесерса.

Слова "депортация" и "высылка", что неудивительно, вообще никому из правящих не понравились – вполне себе провластный портал TVnet, допустивший их употребление, оштрафовали на 8500 евро.

Впрочем, отметим, что поправки принимались в качестве предвыборного шага ради голосов националистически настроенной части электората. Теперь же, когда пришла пора исполнять новые положения, правительство Латвии пошло отчасти на попятную. Оно поручило Министерству внутренних дел подготовить поправки к Закону об иммиграции, которые дадут проживающим в Латвии гражданам РФ еще два года на сдачу экзамена по латышскому языку. Однако изменения должны быть утверждены Сеймом, куда поправки поданы только 30 августа.

Почему Латвия решила "сдать назад" в вопросе депортаций граждан России? На этот счет можно лишь высказывать предположения. Версий есть несколько:

  1. Поток обращений в ЕСПЧ и другие международные инстанции. Но возлагать слишком уж большие надежды на последние вряд ли стоит. Ранее эксперты ООН осудили закон, согласно которому к сентябрю 2025 года латышский язык станет единственным, на котором будут преподавать во всех образовательных учреждениях Латвии. Приняли ли это к сведению в Риге? Вовсе нет. 
  2. Позиция президента Эдгара Ринкевича и главы МВД Мариса Кучинскиса (правительство, впрочем, уходит в отставку), которые назвали слишком жесткими предлагаемые меры в отношении проживающих в Латвии граждан России.
  3. Позиция "старших братьев". Как сообщил Ингмар Лидака, глава комиссии Сейма, что иронично, по гражданству, миграции и сплочению общества, депортация может стать проблемой: "Я думаю, что каждый здравомыслящий депутат и политик понимает, что приближается очень большая проблема, которую придется решить. Я не думаю, что нам разрешат кого-то выдворять из Латвии. Европейский союз нас просто затопчет за это. Но все-таки достаточные многие в Сейме этого не понимают. Мы говорим, чтобы они это поняли".

К тому времени, пока эти изменения примут, если это вообще свершится, депортация вполне может идти полным ходом. Кроме того, двухлетнюю отсрочку предлагается дать только тем, кто хотя бы предпринимал попытку сдать экзамен, даже неудачную. Участь остальных, по сути, решена.

Что не так с Законом об иммиграции

У людей, не погруженных в тему достаточно глубоко, может возникнуть ряд вопросов. Почему латвийцы с российскими паспортами не уехали раньше? Почему не выучили латышский язык (требуется знание на уровне минимум А2)? Здесь следует пояснить ряд моментов.

В основном граждане РФ, которых касаются законодательные новшества, – это, как уже сказано, люди предпенсионного или пенсионного возраста, сделавшие выбор в пользу гражданства РФ. Иностранцами эти люди являются формально, они здесь родились и выросли, здесь остаются могилы их предков.

Гражданство они выбрали по ряду причин – например, ради поездок к родственникам без визы. Многие приняли гражданство ради пенсии. В свое время Латвия аннулировала советский стаж. Средняя пенсия в Латвии составляет всего 350-400 евро, но около 2% от всех пенсионеров страны получают не более 150 евро в месяц. Основная масса пенсионеров получает ежемесячно в среднем около 200-300 евро. Наконец, пенсионный возраст в РФ ниже, чем в Латвии.

Пожилых латвийских россиян упрекают в незнании государственного языка. Однако здесь не все так просто, как пытаются подать политики-националисты.

За несколько дней собрано более 8 тысяч подписей от других граждан Латвии под петицией с призывом не давать никакие "поблажки" в виде отсрочки на два года для сдачи экзамена.

Общественная организация Atļautais Paņēmiens ("Разрешенный прием"), в свою очередь, объявила о планах провести 1 сентября у здания МВД акцию протеста против поправок, дающие отсрочку для сдачи экзамена.

"Латвийское общество терпеливо ждало более 30 лет, когда живущие в Латвии русские выучат латышский язык", – говорится в пресс-релизе.

Противники послаблений вводят публику в заблуждение. Язык-то русские как раз выучили: без "аплиецибы" о знании латышского языка человек работать не мог. Те, кому сейчас 60-80, в 1990-е, будучи экономически активными людьми, чтобы иметь возможность работать в Латвии, учили и успешно сдавали латышский. У них есть свидетельства – правда, выданные до 2001 года. С этим документом принимали на работу. Почему его не признают действительным сейчас – вопрос риторический.

Что же касается ситуации сегодняшней, для полноценного владения языком одних лишь курсов, особенно в случае пожилых людей, маловато – нужна соответствующая языковая среда. А в городах, где сосредоточена основная масса граждан РФ – Даугавпилс, Резекне и других – таковой попросту нет, они живут среди таких же русскоязычных.

Наконец, налицо элементарное юридическое противоречие – новый закон хотят применить к людям, которые десятилетиями на вполне законных основаниях жили здесь, платили налоги. Закон, как известно, не имеет обратной силы, но для русских Латвии, видимо, делается исключение. Одно дело – предъявлять новые требования тем, кто хочет приехать в Латвию сегодня, и совершенно другое – принуждать к чему-то пенсионеров из-за геополитической обстановки.

Все последние годы в Прибалтике никого не волновало знание или незнание латышского языка у пенсионеров. Из чего следует, что незнание языка – это только предлог для депортации.

Депортации как давняя мечта националистов

Стоит заметить, что русофобская риторика не является следствием российской СВО на Украине, как это пытаются подать СМИ и политики. Национализм присутствовал в Латвии и других странах Балтии задолго до февраля 2022 года.

История дискриминации тянется с самого момента обретения т.н. независимости, с 1990-х годов, когда русским обещали равные права, после чего наделили их статусом неграждан, тем самым лишив сотни тысяч гражданских прав и, например, права участия в приватизации, по сути, ограбив. Помимо института массового безгражданства, были и другие шаги – запрет образования на русском языке, снос памятников советским воинам, боровшимся с нацизмом.

Сейчас, после начала СВО, просто появился удобный повод "разгуляться" по полной программе, не таясь и не скрывая своей ненависти. Так называемых нацпатриотов, читайте – радикальных националистов – словно прорвало, и теперь они стремятся так или иначе отыграться на русских за свои мнимые обиды. Ситуация один в один как на Украине, где и до всех сегодняшних событий Интернет был доверху залит "любовью" и "добротой" простых украинцев, в особенности западенцев.

Наглядно это показывают, например, комментарии под постами местных активистов, рассказывающих об издевательствах над стариками и инвалидами, которых иногда прямо на руках несут к месту проведения экзамена. После наиболее резонансного случая с 74-летней гражданкой России из Даугавпилса Натальей Кочегаровой президент Латвии Ринкевич прокомментировал всю ситуацию цитатой Черномырдина: "Хотели как лучше – получилось как всегда".

Особенно хотелось бы выделить случай, когда досталось даже Инге Спринге. Спринге – руководитель т.н. Балтийского центра исследовательской журналистики Re:Baltica. Последний очень тесно, хотя и опосредованно, связан c соросовским Open Society Foundations. Мало того, Re:Baltica – доверенный цензор латвийского сегмента соцсети Facebook*. Эта как бы журналистка прославилась не только и не столько своей непосредственной работой, сколько, например, доносами на блогеров, критикующих латвийскую власть.

Итак, не сводившая глаз с блогеров-оппозиционеров и "российских пропагандистских СМИ" Спринге внезапно разразилась постом в соцсетях, в котором она в красках описала весь ужас языковых экзаменов для стариков. Некоторые моменты придется процитировать.

"С утра отправилась постоять в Даугавпилсе у здания, куда жители Латвии с российскими паспортами шли сдавать языковой экзамен. <...> Пришла женщина лет 70-ти с дочерью. Обе корректные, мама физически выглядит хорошо, но оказалось, что она только что прошла курс химиотерапии, потому что у нее рак четвертой степени. По этой причине они и не были на первом экзамене. Приехали из Балви.

Обе рассказывают и плачут. Не потому что нужно сдавать экзамен, а потому что у мамы рак. Потому что ее скоро не будет. А еще и экзамен. Освобождение она получить не смогла. Его может дать только реабилитолог, а к такому специалисту просто невозможно сейчас попасть. Это не исключение. Знаю еще один случай, когда человек и ходить-то сам не мог. Его везли к реабилитологу в Екабпилс.

Затем две молодые женщины вели под руки более пожилую, которая держалась за палочку. Тоже обзвонила всех латгальских реабилитологов, но запись можно получить только на сентябрь. Она не жалуется, просто ковыляет на экзамен, который, скорее всего, не сдаст. Но нужно идти. Нужна отметка о попытке сдать, иначе у ВНЖ закончится срок годности, пропадет персональный код, доступ к оплаченной государством медицине, банковский счет, пенсия... Депортация сейчас меньшее из зол".

Как именно собираются депортировать людей? Посадят в машины и оставят на границе? За которой у них никого и ничего нет? Такие вопросы задает "прозревшая" журналистка. Вопросы остаются без ответов.

Спринге отметила, что была неприятно удивлена, когда, описав все это в Твиттере, получила в комментариях невероятное количество злобы и ненависти.

Но на этом латвийская администрация решила не останавливаться. Уже после того, как Спринге поделилась этой печальной историей, власти захотели для сдачи экзамена по языку и продления ВНЖ обязать русских пенсионеров купить медицинский страховой полис стоимостью 1000 евро в год. Мало того, каждый русскоязычный пенсионер подлежит проверке спецслужбами.

Эту законодательную инициативу Спринге назвала "абсурдом". И даже задала риторический вопрос: "В какой момент мы стали такими зверями?". На это ей в комментариях ответили: "Теперь я знаю, как выглядит латышка, бегущая навстречу русским танкам на границе со свежесобранными цветами".

Ирония в том, что Спринге и подобные ей сделали все, что в их силах, как раз для того, чтобы поддержать действующую власть и сделать так, чтобы подобное стало возможным. Иными словами, она внесла какую-никакую, а все-таки лепту в то, чтобы они стали "зверями".

Если объяснить ситуацию простой аналогией, выглядит такое "прозрение" так, как если бы Гиммлер или Геринг негодовал по поводу жестокости эсэсовцев и публично рассуждал о том, что, может быть, не стоит им так уж лютовать.

Борьба против "поблажек" для латвийских россиян

Итак, к чему готовиться гражданам России, которые по тем или иным причинам не смогли продлить ВНЖ в Латвии? Как будет выглядеть "приглашение" покинуть Латвию?

Как подчеркнул ранее Кучинскис, это создало бы риски провокаций и судебных дел. Однако и на гуманизм правящих политиков надеяться не приходится.

В политической среде есть активное сопротивление даже предоставлению двухлетней отсрочки – со стороны хотя бы того же Нацобъединения. Ранее в Сейм, набрав нужное число голосов, передана петиция об освобождении от экзамена по латышскому лиц от 65 лет и старше. Это помогло бы снизить накал ситуации, но даже такое предложение "пропало" в недрах парламента.

Вероятно, власти Латвии испугаются гуманитарной катастрофы, той неприглядной картины, которую она создаст. Поэтому массовой высылки, возможно, мы не увидим, но есть еще одна загвоздка. Даже если депортации не начнутся прямо в начале сентября, те, кто со 2 сентября останутся без ВНЖ, лишатся вместе с ним социальных гарантий в Латвии, полного доступа к медицинскому обслуживанию, не смогут легально работать:

"У них не будет медицинского и социального обслуживания, они не смогут работать. Можно сказать, человек будет вне закона и в любом случае столкнется с неудобствами", – отметила глава Управления по делам гражданства и миграции (PMLP) Майра Розе.

Так что, как минимум, часть людей выдавят из страны как бы "мягким" способом – не мытьем, так катаньем. Наиболее активно мешающих могут депортировать "точечно", как это уже практикует Эстония в случае с активистами Зоей Палямар и Сергеем Чаулиным. Если Таллину это сошло с рук, сойдет и Риге.

В любом случае люди, подвергшиеся дискриминации, будут нуждаться в помощи. Пока ее оказывают в основном близкие, немногочисленные активисты, а также некоторые политики. Со стороны прибалтийской родины ждать чего-то не приходится – остается только российское государство.

Что оно может сделать? Как идея – готовиться к приему депортированных, оказанию переселенцам поддержки. Возможно, оказать юридическую помощь, чтобы дать людям возможность в принципе не быть выселенными. Надо только, чтобы бюрократическая машина посмотрела в эту сторону. От этого зависит, как сложится судьба граждан РФ, проживающих в Латвии. Страны Балтии пытаются показать всему миру, что Россия якобы не способна защитить своих граждан. Хотелось бы, чтобы им это не удалось.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

*Соцсеть принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской организацией.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме