Отчеты за III квартал 2023 года показали, что в балтийских портах продолжает падать объем грузооборота. Казалось бы, санкции против России, с которой у Эстонии, Литвы и Латвии был серьезный товарооборот, а транзит и вообще "кормил" морские гавани Прибалтики, были введены еще в 2022 году.
Логично предположить, что падение грузопотока должно было произойти именно тогда, а сейчас статистика должна "выровняться". Увы, но объемы перевалки грузов продолжают падать. Почему это происходит?
Эстонский пример: как убить транзит грузов
Руководство Российской Федерации долгие годы предупреждало политиков в балтийских странах о том, что их русофобский внешнеполитический вектор, юридические придирки к российским компаниям, желание вставлять "палки в колеса" товарообороту Прибалтики с РФ, неприкрытая политика выдавливания российского бизнеса из региона приведет к плачевным последствиям для экономик Латвии, Эстонии и Литвы. Ряд экспертов, в том числе из балтийских республик с 2014 года предупреждал, что санкции против компаний из России лишат порты Прибалтики огромных объемов транзитных грузов. Их не слушали.
Например, за 2022 год Эстония зафиксировала снижение грузооборота на уровне 15% — около 33 млн тонн в абсолютных цифрах. Процесс продолжился и в этом году: за первые шесть месяцев грузооборот эстонских портов снизился еще на 28,7%, до 12,636 млн тонн.
Если же говорить о грузообороте порта в Таллине, то с июля по сентябрь 2023 года он уменьшился на 33% (до 2,9 млн грузов) по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. В эстонских СМИ, кстати, признают, что это во многом связано с уменьшением количества грузов, идущих из России, как правило, наливных. Если же смотреть на весь год в целом, то по итогам 2023-го грузооборот портов по сравнению с 2022-м, по прогнозам экспертов, уменьшится на почти 30%.
При этом падает не только активность в морских гаванях, а вообще вся торговля с другими странами. В ноябре руководитель группы агентства по статистике внешней торговли Эстонии Эвелин Пуура заявила, что в III квартале этого года наибольшее падение было зарегистрировано в торговле со странами, не входящими в ЕС.
Экспорт сократился на 41%, а импорт на 44%. При этом самое большое снижение было зафиксировано в экспорте и импорте минеральных продуктов. Впрочем, ощутимое снижение произошло и в плане экспорта электрооборудования, древесины и изделий из нее, а также импорта цветных металлов.
Как отметил в комментарии для Baltnews эстонский экономист Леонид Цингиссер, объемы перевалки грузов в балтийской республике сегодня в принципе меньше, чем 5-7 лет назад, поэтому нынешнее снижение в абсолютных величинах – это уже не те потери, что были раньше.
"Ясно что нынешнее снижение грузооборота в портах и вообще товарооборота с другими странами у Эстонии связано с уменьшением товарооборота с Россией по понятным причинам и странами ближнего зарубежья – Украиной, Белоруссией. Россия переориентировала свои транспортные потоки с Запада на Восток. Может ли Эстония компенсировать сырье, которое шло из РФ? Конечно, может! Вот только использование других поставщиков гарантировано увеличит расходы на доставку, ведь логистическое плечо будет явно больше", – отметил Цингиссер.
"Да, торговля со странами не из ЕС для балтийской страны по объему меньше, чем с государствами из ЕС. Но дело в том, что та же РФ традиционно продавала в западном направлении большие объемы сырья. Заменить его на поставки из стран Евросоюза, да еще и по тем же ценам, никак не получится. Тут гораздо проще заниматься серым импортом, чем искать новых поставщиков. Вполне вероятно, что это дешевле выйдет. История уже знает случаи вроде поставок "белорусских креветок" в РФ после санкций 2014-го. Не исключено, что в Эстонии тоже начнут заниматься подобным", – заявил эксперт.
Экономист также напомнил, что в случае с тем же газом балтийская страна достаточно долго так и делала. От закупок углеводородов напрямую из РФ она отказалась. Но при этом Таллин покупает газ у Финляндии, которая "голубое топливо" импортирует у РФ. Могла ли Эстония отказаться от таких сделок и изначально пользоваться СПГ, скажем из США? Могла конечно же, но это было бы дороже.
"Примерно такая же ситуация и с другими типами товаров, особенно если это сырье. Другой вопрос, будет ли такой же спрос, учитывая, что с усложнением логистики и появлением посредников, конечная цена для потребителя становится выше", – отметил экономист.
По сути, Эстония дошла до того момента, о котором ее в Москве неоднократно предупреждали. Санкции против РФ обескровили не только железнодорожную отрасль, которая осталась без грузов. Без работы остаются порты, причем не столько из-за того, что сама Эстония стала закупать меньше, но и потому что транзит российских товаров через нее стал неактуален. Хотя надо признать, что это заслуга не только балтийской республики, но и всего Евросоюза в целом.
Латвия и Литва следуют тренду
Еще в августе этого года российские грузоотправители практически свели к нулю перевалку удобрений через порты стран Балтии. В первую очередь это связано с работой Ultramar – нового специализированного терминала для сыпучих грузов в Усть-Луге (Ленинградская область). Есть заслуга и некоторых других объектов в Большом порту Санкт-Петербурга.
Судя по отчетам на сайте Рижского порта, в январе-сентябре 2023 года перевалка железной руды за девять месяцев 2023-го составила 383 200 тонн, что на 54% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
Всего же в январе-сентябре рижские портовики обработали 865 200 тонн черных металлов, что на 29,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если говорить вообще о всем грузообороте, то за девять месяцев 2023-го морская гавань перевалила 14 млн тонн грузов, что на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом переработка генеральных грузов уменьшилась на 1,1% год к году – до 5,7 млн тонн, а навалочных – на 38,2%.
Похожая ситуация и в других морских гаванях Латвии. В январе-сентябре 2023-го грузчики Лиепайского порта обработали 49 900 тонн грузов металлургического комплекса, что на 65,7% меньше по сравнению с предыдущим годом. Да, общий грузооборот Лиепайского порта за девять месяцев составил 5,19 млн тонн, что на 8,1% больше прошлогоднего показателя. Однако если говорить о перевалке навалочных грузов, то объемы снизились на 4,4% г/г за год – до 3,53 млн тонн, генеральных – на 14,4%, до 1,45 млн тонн, а наливных –на 19,6%, до 211 8000 тонн.
Кстати, за первые четыре месяца 2023 года снижение грузооборота во всех портах – на 10,9% относительно аналогичного периода прошлого года (по данным Минтранспорта Латвии – до 14,3 млн тонн). Результаты за полгода показали тоже ощутимое снижение. Грузопоток во всех портах балтийской страны упал по сравнению с прошлогодними показателями на 14,2%, до 20,23 млн тонн.
При этом надо добавить, что интенсивность торговли уменьшилась не только за счет общего объема перевалки грузов латвийских портов, а вообще в целом. В апреле 2023-го внешнеторговый оборот Латвии был на 10,6% меньше, чем в те же месяцы 2022-го.
В июне внешнеторговый оборот Латвии был на 8,3% ниже, чем год назад. По данным Центрального статистического управления Латвии, в августе 2023 года внешнеторговый оборот страны составил €3,34 млрд (в текущих ценах на 24,7 % ниже, чем год назад), из которых стоимость экспортированных товаров сократилась на 24,5 %, а импортируемых товаров – на 24,5%.
Главный литовский порт в Клайпеде уж с первых месяцев 2023 года задал нисходящий темп. За январь и февраль морской порт перевалил 5,3 млн тонн грузов, что на 21% меньше, чем за тот же период 2022-го. В связи с этим в руководстве порта даже стали открыто говорить о растущей конкуренции с другими морскими гаванями из Латвии и Эстонии.
Глава Клайпедского контейнерного терминала Вайдотас Шилейка в марте 2023-го даже заявлял, что Латвия стремится стать транзитером для как можно большего количества грузов из Средней Азии, тем самым вытесняя литовский порт. За восемь месяцев обработка грузов в порту по сравнению с январем-августом 2022-го уменьшилась на 11%, до 21,3 млн тонн.
В ноябре гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас сообщил, что по итогам этого года морская гавань обработает примерно на 10% меньше грузов (33 млн тонн), чем в 2022 году.
В целом ситуация крайне удручающая. Мало того что РФ в транзитных услугах балтийских республик теперь вообще не нуждается (доигрались с русофобией, Москва выстроила собственную портовую инфраструктуру в регионе), так теперь появилась еще одна проблема.
Европейский союз, который считался главным торговым партнером России, таковым в 2023 году перестал быть. Если в 2021 году доля ЕС в торговле России составляла 38%, то за пять месяцев 2023-го она упала до 18%. Зато доля стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в торговле России составила уже целых 40%.
Говоря проще, Евросоюз, вводя все новые санкции, объективно "режет" торговлю с РФ. А нет прежнего товарооборота, нет смысла в работе портов Прибалтики, которые за счет транзита в принципе и существуют.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.