Кто-то из силовиков заигрался: почему Совет Европы отругал Латвию за высылку мигрантов

© Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

Белорусские пограничники регулярно сообщают об инцидентах с африканскими, афганскими и другими беженцами. Их выталкивают не территорию Белоруссии прибалтийские коллеги. Наконец-то это заинтересовало Совет Европы.

На днях комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович сделала большое официальное заявление на счет ситуации с беженцами. Пока "фе" высказано только в Латвии.

С одной стороны, ничего нового. Не первый год выходцы из Ирака, Сирии, Йемена и других стран южнее или восточнее ЕС хотят попасть в Евросоюз, Норвегию или Великобританию. Причины и мотивы разные. Кто-то действительно бежит от войны и разрухи в более спокойные и обеспеченные социумы. Кто-то просто хочет "сесть" на западноевропейскую социалку. Бесплатно получить еду, жилье и так далее. Бывает и так, что в потоке мигрантов прячутся террористы, преступники.

Евросоюз в последние годы неслабо пострадал от своей же политики "Добро пожаловать!". Просто раньше у беженцев были другие традиционные коридоры. И вот мигранты стали переориентироваться на Белоруссию. Многие помнят обострение на белорусского-польской границе в ноябре 2021 года, когда Польша не хотела пускать к себе обитателей стихийного лагеря мигрантов. Причем многие из беженцев прямо говорили: конечная цель – Германия.

Политики обвиняли друг друга. А представитель Управления ООН по делам беженцев Шабия Манту заявила прессе, что использование искателей убежища в политических целях неприемлемо и должно быть прекращено.

Ни одна из сторон сдаваться не собиралась. Позиция Минска была такая, что желающие могут остаться жить и в Белоруссии. Но у людей изначально была цель – попасть в наиболее обеспеченные западноевропейские страны. Варшава не пропускала мигрантов. К границе стянули силовиков, которые использовали водометы, газ и другие подобные средства.

Во-первых, власти Польши таким методом самоутверждались и отвлекали свое население яркой медийной повесткой от более насущных проблем. Во-вторых, это была демонстрация для той же Германии и других богатых стран, что Варшава как-бы на передовой борьбы и сдерживает восточные "орды".

В меньших масштабах такое же происходило и происходит до сих пор на границе Белоруссии с Литвой и Латвией. Напомним, Дуня Миятович нацелилась пока именно на последнюю. Ее основной посыл таков: латвийским властям следует прекратить выдавливание мигрантов на территорию Белоруссии. Она невольно признала, что многочисленные сообщения белорусских пограничников на сей счет правдивы. Признала смерть одного мигранта. Скорее всего, это именно тот труп, о котором Госпогранкомитет Белоруссии сообщал 10 января этого года...

Беженцы регулярно жалуются на избиения, на то, что их бросают в лесу в холод и многое другое. В октябре 2022 года подобные вещи описывала в своем докладе Amnesty International. Каков бы ни был авторитет организации на Западе, она все же общественная. А вот Миятович – официальное лицо. Опытный функционер. Сумела из периферийной Боснии выбиться на большие посты в международных структурах. В том числе, она хорошо известна по работе на посту омбудсмена для журналистов в ОБСЕ.

Если Дуня выдвигает обвинения против какой-то страны, то это выверенная политика "партии". Значит, сейчас решили сделать небольшое а-та-та латвийским властям.

Гранды Западной Европы не хотят больше играть в собес для африканцев, арабов, курдов и прочих приезжих. Этническая преступность, проблемы интеграции в местное сообщество… Все это надоело. Нужно на кого-то свалить эти заботы, пускай даже заплатив денег.

Тем более, в Латвии не первый раз возникает некрасивая ситуация, когда беженцам не рады. Так было, например, в 2016 году. Даже проходила акция протеста. Это портит глянцевый имидж цивилизованного ЕС.

Ну а сейчас вообще неудобно получается. Украинцев приняли с распростертыми объятьями. В Латвии по этому поводу на время отложили русофобские мотивы и начали общаться с приехавшими по-русски. Ведь в республике украинский мало кто знает, а гости, как оказалось, по большей части русскоязычные.

В отличие от курдов или негров, украинцев из страны не выталкивают, не бросают в приграничных лесах. Учитывая, что только долгосрочных виз выдано более чем 35 тысячам украинцев, эта ситуация не может оставаться в тени. Все все прекрасно видят и понимают.

Но не только поэтому Дуня обеспокоена. Как известно, и Вашингтон, и Брюссель, и другие центры силы влияют на социумы через НКО. Когда эти сети начинают трогать, начальству такое не нравится. Тем более, это происходит, скажем, не в России, а на своей территории.

Миятович подчеркнула, что ей не нравится начало уголовного расследования против членов НКО, которое помогает беженцам. Похоже, это ее волнует даже больше, чем судьбы мигрантов.

Кто-то в силовых структурах Латвии заигрался, и товарищам в погонах хотят напомнить: волонтеры и сотрудники правильных НКО – это вам не Марат Касем. По поводу него Дуня "приподзакрыла" глаза. А, может, совсем не видит?

Кстати, в свободном доступе есть ее письмо министру внутренних дел Латвии, где она, конечно, выражает всяческие озабоченности на счет беженцев. Но один из основных акцентов – это опять-таки строгий выговор по поводу НКОшников. Мол, не смейте трогать и пускайте к границе.

Также она подчеркивает, что нельзя выталкивать беженцев в Белоруссию. Там все плохо, не должным образом рассматривают заявки на беженство и отправляют всех домой в разруху. Погодите, а в ЕС сейчас как-то иначе поступают? И потом, кто действительно бежит от войны и готов работать, в Белоруссии остаются. Этот момент Дуня как-то упустила.

Ответ главы МВД Латвии на ее письмо тоже опубликован. Марис Кучинскис сдобрил письмо формулами вежливости и почти все свалил на Белоруссию. Конечно, виноват Минск. Он использует беженцев для дестабилизации, помогает России в СВО. И потом, стена на границе Латвии и Белоруссии не доделана. Да, верно, что-то в Латвии точно не доделано...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.