Киевский режим три месяца обещал своим гражданам, а также западным кураторам, что непременно вернет часть Херсонской и Запорожской областей, которые сегодня контролируются армией РФ. Но даже после долгой подготовки ВСУ не удалось достичь значимых успехов.
Правительство Украины регулярно сообщало, что собирается освободить "оккупированные территории" в Херсонской и Запорожской областях. О грядущем наступлении неоднократно упоминалось в СМИ, но постепенно, не наблюдая никаких действий со стороны ВСУ, в возможность атаки перестали верить даже самые патриотично настроенные украинцы. Однако армия "Незалежной" все же предприняла попытку контрнаступления.
Уже в первые часы ВСУ понесли серьезные потери – российские войска уничтожили колонны, выдвинувшиеся со стороны Николаевской области. Согласно данным Минобороны РФ, потери украинской стороны в живой силе составляют более 560 человек.
Пока неизвестно, закончится ли это наступление так бесславно, или же Киев предпримет другие попытки прорвать оборону ВС РФ. Но ясно одно – быстро и эффективно занять хоть сколько-нибудь значимые территории у ВСУ пока не получилось. Зачем тогда вообще необходимо было это наступление?
Предсказуемый исход
Даже в западной прессе неоднократно упоминали неподготовленность украинской армии. В соцсетях повалялись рассказы иностранных добровольцев, которые отправились воевать против России. Эти свидетельства объединяло одно – удивление по поводу отсутствия компетентности и стратегии у командования. Даже в эфире американского телеканала признали, что никакого крупного украинского наступления нет и быть не может. Подполковник ВС США Дэниел Дэвис заявил, что на это у украинской армии нет сил. Однако, "контрнаступление", к которому Киев во всеуслышание готовился почти три месяца, и в успех которого никто не верил, все же состоялось. Правда, ошеломительной победой пока ВСУ похвастаться не могут.
Согласно данным Минобороны РФ, украинская армия потеряла более 560 человек. Также в ходе боев было уничтожено 26 украинских танков, 23 боевых машины пехоты, девять других боевых бронированных машин, сбито два штурмовика Су-25.
При этом тактика ВСУ осталась неизменной – удары по местам большого скопления людей. Ранее центр города Снигиревка в Николаевской области, который находится под контролем РФ, подвергся обстрелу со стороны украинской армии. Самые массированные удары пришлись именно по гражданским объектам. Также обстрелу подвергся город Берислава в Херсонской области, где украинские силовики нанесли удары по детсаду и нескольким школам. Одна ракета упала на центральной площади города. Удары были нанесены еще по нескольким райцентрам.
Но главное отличие от обычной тактики обстрелов ВСУ – попытка наступления на фронте. В атаку по широкому фронту с нескольких направлений были брошены силы, которые теоретически должны были прорвать оборону российской армии. Впрочем, о многотысячном войске, которое могло "смести" ВС РФ, речь не идет. Наступление осуществлялось небольшими группами, насчитывающими несколько сотен человек.
Как рассказал в беседе с Baltnews кандидат политических наук, директор Таврического информационно-аналитического центра Александр Бедрицкий, сегодня недостаток военных наблюдается у всех сторон – как у Украины, так и у России.
"Это не сражения времен Второй мировой войны, когда насчитывались многомиллионные армии. У Украины призывная армия, у России – контрактная, поэтому РФ еще бережнее относится к войскам – каждый человек на счету. Сегодня группировка из 200 военных и около 20 единиц бронетехники – это серьезная сила. Именно поэтому потери в 10 человек уже считаются неприемлемыми.
Конечно, суммарные потери в этом конфликте уже перевешивают 100 тысяч человек, но стоит учитывать, что речь идет об общей цифре за все время и на всех направлениях. Само по себе украинское наступление на южном направлении можно считать достаточно серьезным, к тому же оно проводится по широкому фронту. Однако, если смотреть на сводки, относительный успех у ВСУ был всего на двух направлениях. Более того, украинская армия уже понесла серьезные потери в технике – два штурмовика и один вертолет. С учетом того, что авиация этой страны и без того подавлена, потерять на одном участке такое количество техники – это очень плохо для ВСУ", – отметил эксперт.
Идеологический аспект
Как бы долго ни подготавливалось наступление на южном направлении, его результат пока нельзя назвать впечатляющим. Как отметил министр обороны РФ Сергей Шойгу, "очередная попытка наступательных действий противника с треском провалилась". Понимали ли украинские власти, сколь малы шансы на успех? Очевидно, что да. Но войска все равно были отправлены в атаку.
Председатель КРОО "Центр политического просвещения" Иван Мезюхо считает, что мифическое контрнаступление на юг было связано с идеологическими и военно-тактическими соображениями.
"На Донбассе ВСУ и так многие годы строили укрепрайоны. Скорее всего, они рассчитывают продержаться под Донецком еще немного, даже не перебрасывая туда новые силы. А вот с югом все очень плохо. Украина потеряла эти территории еще в первые дни спецоперации. Контрнаступление планировалось, чтобы укрепиться в этом направлении. Но все же оно очень сложное с точки зрения географии. Это степь, и вести боевые действия, особенно наступательные, здесь непросто.
Идеологические причины могут даже превалировать над военно-техническими в вопросе наступления на юг. Украине очень важно показать миру, что у них есть какие-то победы, и что они в состоянии нанести ущерб России. Именно поэтому они готовы терять своих людей, бросая солдат в мясорубку", – рассказал эксперт в беседе с Baltnews.
Также не стоит забывать, что идея о контрнаступлении может принадлежать не столько украинским властям, сколько их западным кураторам. Иван Мезюхо отметил, что "западный мир" сегодня очень неоднороден. Президент Владимир Зеленский больше ориентируется на Лондон, а вот главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный – на Вашингтон, где тема Украины сбавляет обороты. При этом идея о контрнаступлении может принадлежать Британии.
"США во многом зациклились на своей внутренней политике. В стране наблюдается перманентный шторм, в котором республиканцы набирают популярность, а еще актуализируется противостояние с Китаем. Это для США более серьезный вызов, чем российская угроза для американцев на Украине", – резюмировал политолог.
Тема Украины действительно уже не так актуальна в западном инфополе, как в феврале или марте. Постепенно общество отвлекается на более актуальные проблемы. Более того, в период энергокризиса и непрерывно растущих цен помощь Киеву, особенно если она не приносит результата, может вызвать раздражение у обывателей. В эту схему наступление и несколько "побед" ВСУ вписываются просто замечательно. Это действительно помогло бы оживить тему и обеспечить дополнительные поставки вооружений стране, которая не только отважно сражается с "российским агрессором", но еще и выигрывает.
Очень показательно, что за несколько дней до попытки наступления Украину посетил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Он не только заверил Киев в "непоколебимой и долгосрочной поддержки", но и объявил о новом пакете помощи в размере 54 млн фунтов стерлингов (более 62 млн долл. США). Украинским военным отправят в том числе 2 тысячи беспилотников и барражирующих боеприпасов.
Также очень примечательно, что попытки наступления украинской армии совпали по времени со встречей министров обороны Евросоюза в Праге. В ходе этого мероприятия министр обороны Украины Алексей Резников должен отчитаться о ходе боевых действий. В ЕС ожидают от него информации о потребностях Киева в новом оружии и технике.
Похоже, что наступление на южном направлении изначально было необходимо не для того, чтобы "освободить" территории. Таким образом киевский режим пытается добиться новых, а возможно и более масштабных поставок вооружений. Однако на данный момент неизвестно, пойдут ли западные страны навстречу Украине, учитывая кризис в собственной экономике, а также отсутствие значимых побед ВСУ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.