В пятницу, 23 сентября, балтийские СМИ тиражировали панику об отключении стран Балтии от энергосистемы России раньше срока. В частности, премьер-министр Эстонии Кая Каллас начала распространять идею о том, что Россия может пойти на такой шаг, чтобы навредить балтийским тиграм.
В итоге сообщается, что, если Россия решит отключить страны Балтии от своей энергосистемы, Эстония, Латвия и Литва смогут синхронизировать свою электрическую сеть с энергосистемой континентальной Европы максимум за 6–12 часов. Об этом сказал глава эстонского сетевого оператора Elering Таави Вескимяги: "На данный момент мы достигли первоначальной готовности к тому, чтобы в течение 6–12 часов синхронизироваться с сетью континентальной Европы через литовско-польское соединение".
По его словам, страны Балтии годами готовились к ситуации, когда им придется отключиться от единого электрического кольца с Россией и Белоруссией (БРЭЛЛ). Вескимяги назвал самым важным то, что на сегодняшний день торговля электроэнергией с Россией и Белоруссией полностью прекращена.
"Если российский системный оператор нас отключит, то дисбаланса не возникнет – мы его сбалансировали, мы в целом поддерживаем баланс в отношении России. Не возникнет риска, что наша энергосистема из-за этого отключится. Во-вторых, нам не придется неделями работать независимо, и в течение 6–12 часов мы синхронизируемся с сетью континентальной Европы через литовско-польское соединение", – сказал Вескимяги.
И добавил, что, помимо технической подготовки, которая еще до конца не завершена, уже готова правовая база для такого шага. В-третьих, также была проведена подготовка к поддержке сети стран Балтии через польско-шведское соединение. "В целом риски возросли, но мы предприняли дополнительные шаги для их смягчения, чувствуем, что готовы и справимся: если такая ситуация наступит, то свет останется включенным, а дома будут теплыми", – подтвердил Вескимяги.
По его словам, вопросом об отключении от российской энергосистемы занимаются с 2010 года, хотя еще совсем недавно звучали голоса, выступавшие против: "Политический консенсус по поводу того, что страны Балтии синхронизируются с континентальной Европой, возник только в 2019 году, когда премьер-министры трех стран Балтии и Европейская комиссия под этим подписались". По его оценке, присоединение к европейской энергосистеме имеет столь же важное значение, как вступление в НАТО или Европейский союз.
Хотя несколько межгосударственных подключений и резервные электростанции уже построены, для достижения полной готовности потребуются еще годы, и отключение от российской сети должно по плану произойти в конце 2025 года. Вескимяги констатировал, что существует риск того, что Россия может отключить страны Балтии от своей сети раньше. Этот риск станет особенно высоким, если Калининградская область получит возможность независимо поддерживать свою сеть и частоту, потому что тогда Калининграду больше не будет угрожать отключение его странами Балтии от своей сети.
"Конечно, учитывая картину угроз, риск сегодня выше, чем когда-либо. Внеплановое отключение может произойти в любой момент времени – каждую минуту, поскольку отключение соединений переменного тока с российской стороны занимает несколько минут", – сказал Вескимяги.
Он подтвердил, что сейчас услугу по поддержанию частоты предлагает российская электросеть, но в случае необходимости страны Балтии смогли бы это обеспечить сами уже сейчас, хотя это повлечет за собой значительные дополнительные расходы для потребителей.
Ранее Кая Каллас заявила, что "Россия паникует и может предпринять шаги, которых еще не было: "В арсенале есть еще возможности оказать на нас давление, чтобы мы отказались от поддержки Украины и Россия выиграла войну". На этой волне и началась паника в самих странах Балтии, что вызвало необходимость вмешаться в комментирование ситуации специалистов.
А вот насколько действительно Россия способна пойти на подобный шаг, пока неясно. Но практика показывает, что скорее от Запада можно ожидать подобных мер, чем от России, которая соблюдает свои обязательства и не использует экономические меры для давления на оппонентов. Разве что если ей приходится отвечать на безудержную агрессию западных "демократий".