С 5 декабря в Евросоюзе вступили в силу новые санкции против Москвы. Среди них – эмбарго на российскую нефть и потолок цен. Причем мнение европейских чиновников и экспертов по поводу этих мер очень неоднозначно.
В ЕС пытаются показать, что одержали очередную победу над Россией, сделав еще один шаг к уничтожению экономики этой страны. Но одновременно с этим европейские СМИ, со ссылками на экспертов, утверждают, что потолок цен не навредит России.
Пока политики поднимают свои рейтинги, пресса пытается убедить Москву в том, что продажа нефти по цене не выше $60 за баррель никак не скажется на прибыли и согласиться на это в интересах России.
В чем смысл потолка цен?
Еще в июне в ЕС объявили, что с 5 декабря 2022 года начнет действовать запрет на импорт сырой нефти из России, а с 5 февраля 2023 года – нефтепродуктов. Впрочем, это эмбарго распространяется не на весь импорт РФ, а только на 90%, поскольку было сделано временное исключение для стран, получающих нефть по трубопроводу "Дружба" (Венгрия, Чехия, Словакия и Болгария).
Идея ЕС проста и понятна – лишить Москву доходов от продажи углеводородов (в 2021 году Россия поставила нефть и нефтепродукты в Евросоюз на €70 млрд), а также навредить нефтяной промышленности этой страны.
Вот только в Брюсселе не учли, что от эмбарго пострадают и страны Европы. И дело не только в дефиците, который может начаться в Старом свете (до начала спецоперации ЕС обеспечивал 30% своих потребностей в нефти за счет России). Даже в США предупредили, что запрет на морские перевозки и импорт "черного золота" из РФ морским путем ее крупнейшим покупателем вызовет резкий скачок цен. Именно так появилась идея о потолке цен – вроде бы и санкции почти соблюдены, но и Москве много заработать не позволят.
После долгих споров "Большая семерка" и Австралия все же согласовали условия и опередили предел стоимости российской нефти – $60 за баррель. Теперь европейским поставщикам транспортных услуг запрещается страховать и финансировать грузоотправителей, перевозящих "черное золото" из РФ в третьи страны, если груз покупается выше предельной цены. Этот план позволит компаниям из ЕС продолжать предоставлять страховые и финансовые услуги грузоотправителям до тех пор, пока нефть покупается на уровне согласованного предела или ниже.
Система кажется идеальной – приток "черного золота" из РФ на мировые рынки не прервется, резкого скачка цен можно будет избежать, а доходы Москвы – уменьшить. Но в Брюсселе столкнулись с очевидной проблемой – для выполнения этого плана нужно, чтобы и Россия согласилась продавать нефть на таких условиях. Именно поэтому предельная цена назначена адекватная. Как отмечают в Das Erste, $60 за баррель примерно соответствует реальной стоимости, по которой продается российская нефть в последнее время.
Немецкое издание Deutsche Welle тоже уверено, что такая цена сохраняет для РФ стимулы к продаже "черного золота", ведь себестоимость находится на уровне $30-40 за баррель. В издании заверяют, что условия для Москвы очень выгодные и на них нужно соглашаться. В противном случае России придется перенаправлять импорт нефти, что будет трудно и дорого, учитывая ограниченные экспортные мощности в портах РФ, нехватку танкеров и отсутствие альтернативы трубопроводу "Дружба".
Создается впечатление, что СМИ отчаянно уговаривают Россию согласиться поставлять нефть на условиях Запада, расписывая, какую прибыль получит Москва. Вот только такие уговоры дают понять, что выгоду получит вовсе не РФ.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко напомнил, что введение ценового потолка на ту или иную нефть – беспрецедентные нерыночные меры. И вопрос должен заключаться вовсе не в том, выгодно это или невыгодно стране, против которой вводятся такие санкции.
"Когда имеешь дело с карточным шулером, неважно, какую ставку он предлагает. Соглашаясь на эту игру, вы изначально ставите себя в зависимость от его правил. Запад сейчас поступает как обыкновенный шулер, выдвигая неприемлемые условия для функционирования глобального рынка нефти и устанавливая правила, которые знают только участники этого сговора", – рассказал Мищенко Baltnews.
"Даже если сейчас видна какая-то выгода, никто не гарантирует, что завтра правила не поменяются. Играть в такую игру с изначально нечестным противником – непродуктивно и опасно. Поэтому не стоит даже рассуждать о том, сколько именно предложили России – $60, $80 ли $150 за баррель. Неприемлем сам принцип такого изменения цены на рынке. Нет никакой прозрачной методики установки подобного регулирования, в котором принимали бы участия все страны", – отметил эксперт в беседе с Baltnews.
Вячеслав Мищенко рассказал, что подобный ход разрушает глобальную модель рынка, которая была создана самим же Западом. И делается это ради одной цели – ограничить доходы Москвы от нефтяной отрасли, которая почему-то считается кормилицей бюджета РФ. На Западе считают, что после этого РФ не сможет продолжать военные действия на Украине. На самом же деле бюджет не страдает и соблюдается даже без нефтегазовых доходов. При этом сверхдоходы от продажи нефти свыше $43 за баррель идут не в бюджет, а в Фонд благосостояния.
"Уже появилась информация, что в России могут законодательно запретить продавать нефть поддержавшим потолок цен странам и компаниям. Это было бы отличным решением, ведь корпорации могут на каком-то этапе согласиться, апеллируя именно к той выгоде, о которой сегодня говорят в западных СМИ, несмотря на заявление первых лиц России. Нужно запретить такие сделки на законодательном уровне, чтобы об этом не было даже разговоров", – считает руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина.
И дефицита избежать, и России навредить
Западу отчаянно нужно, чтобы РФ продолжила продавать нефть, но по той цене, которую установит "картель покупателей". При этом сами страны ЕС все равно не смогут получать российское "черное золото", поставляемое морским путем, даже по стоимости ниже $60 за баррель. Введение потолка цен не отменяет эмбарго, которое вступило в силу 5 декабря. Танкеры с российской нефтью все равно не смогут заходить в порты Евросоюза. Так зачем же ЕС понадобилось вводить потолок цен, если они все равно не в состоянии закупать "черное золото" у РФ?
Все снова упирается в дефицит, но не в Европе, а на мировых рынках. Юрист из Брюсселя Матс Кувелье, занимающийся вопросами ЕС и международной торговли, заявил изданию Al Jazeera, что запрет ЕС на российское "черное золото" не окажет большого влияния на спрос и предложение внутри блока в краткосрочной перспективе. Впрочем, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), Евросоюзу потребуется заменить миллион баррелей сырой нефти и 1,1 миллиона баррелей нефтепродуктов в день.
Вот только сделать это будет сложнее, если другие страны тоже недополучат "черное золото" из РФ из-за того, что операторы ЕС не смогут страховать и финансировать транспортировку российской нефти морскими путями. А ведь многие суда из Индии, Китая и других государств застрахованы именно компаниями из Европы и Великобритании.
На данный момент, по оценке МЭА, импорт сырой нефти из России составляет 2,2 млн баррелей в день (из них только 700 тысяч баррелей по трубопроводам), а также 1,2 млн нефтепродуктов. При этом по прогнозам агентства, в следующем году из-за введения эмбарго и потолка цен, добыча нефти в России сократится на 1,4 млн баррелей в сутки.
Недополучив "черное золото", Китай и Индия начнут искать других поставщиков, что увеличит спрос на мировом рынке и повысит стоимость нефти. Для ЕС, который итак переживает энергетический кризис, это очень плохой сценарий.
"Европейцы по логике развития политического конфликта должны продолжать давить на Россию. Но с другой стороны они понимают, что те шаги, которые они делают, уже сейчас бьют по их собственной экономике. Именно поэтому принимаются такие решения, вроде введения потолка на российскую нефть. Эта идея родилась в США еще весной. Уже тогда, после первых антироссийских санкций стало понятно, что санкционного блицкрига не получится, и экономику РФ быстро уничтожить не удастся", – рассказал Baltnews аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
"Ограничения против российского угля, нефти, газа привели к тому, что Москва была вынуждена перестроиться на азиатские рынки. Конечно, мгновенно это сделать не удалось, и РФ сократила экспорт. Это привело к росту цен на мировых рынках (весной стоимость нефти поднималась выше $110 за баррель). После этого в США поняли, что препятствовать вывозу российской нефти контрпродуктивно. Страны, которые вводили санкции, начали страдать от повышения стоимости "черного золота", а Россия меньше зарабатывать не стала, хоть и сократила добычу", – добавил он.
По его словам, в итоге на Западе решили сделать так, чтобы Россия насыщала мировые рынки, благодаря чему стоимость нефти будет снижаться. Но платить за это Москве по-прежнему никто не хочет. Отсюда и появилась идея об ограничении цены. Вот только в РФ уже заявили, что не будут следовать этой системе, а если кто-то из клиентов попытается использовать потолок цен, последует отказ поставлять нефть.
"Проблема для Запада заключается в том, что в этом случае повторится история, которая была весной – в мире начнется дефицит, цены поднимутся, и Россия будет зарабатывать столько же, сколько и раньше, несмотря на снижение экспорта. Вот только покупатели будут платить больше. Именно этого боятся европейцы", – заключил Юшков.
При этом если РФ вдруг согласится на "выгодные" условия Запада, продолжив насыщать мировой рынок нефтью по цене, которая не превышает $60 за баррель, стоимость на рынке, скорее всего, снизится. А после этого можно будет и потолок цен пересмотреть, снова назначая вроде бы адекватную, но все же низкую стоимость российской нефти. В итоге так может повторяться до бесконечности, пока цена на нефть не станет такой, какой хотят ее видеть в Европе и США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.