Нет кадров – нет ВИЭ: нехватка специалистов тормозит энергопереход Европы

© Sputnik / Владимир Астапкович

Совершить энергетический переход и избавиться от ископаемых углеводородов ЕС мешает, как оказалось, не Россия и лично Владимир Путин, а собственная неподготовленность. В Европе не хватает сотрудников для реализации всех проектов в задуманном объеме.

Многострадальный европейский энергопереход столкнулся с еще одной проблемой. К умирающей промышленности, слишком высокой стоимости возобновляемой энергии, а также экономической нецелесообразности такого мероприятия добавился еще и кадровый дефицит.

Как отмечает Европейский совет по энергоэффективной экономике (ECEEE), уже к 2030 году потребуется около 500 тыс. квалифицированных рабочих для обеспечения развертывания тепловых насосов, которое запланировали власти ЕС. Сразу спойлер: такого количества профильных специалистов в Европе нет. Мигранты не помогут. Нужны квалифицированные сотрудники, а не уборщики и грузчики, которым необязательно даже знание языка.

В Германии уже озаботились этой проблемой, решив больше привлекать к работе женщин и пожилых людей. Но есть проблема: 70% необходимых кадров для внедрения тепловых насосов – монтажники. Вряд ли граждане предпенсионного возраста согласятся на подобные вакансии.

"Зеленые" против трудовой политики

О проблемах перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) говорили давно. Даже в Европе нехотя признают, что это сильно ударит по карманам обывателей. Но ранее все игнорировали еще одну проблему, которая делает столь желанный для Европы энергопереход очень труднодостижимым – кадры.

В январе 2023 года Reuters уже предупреждал, что при столь стремительном развитии, о котором грезят в Брюсселе, к 2030 году для солнечной и ветровой энергетики потребуется миллион квалифицированных сотрудников. Стоит признать, что отрасль развивается достаточно быстро – только за 2022 год занятость в этой сфере выросла на 30%, достигнув 600 тыс. рабочих мест.

Но нужен будет миллион! Оставшиеся 400 тыс. необходимо где-то найти, обучить. Причем не стоит думать, что это будут исключительно вакансии для инженерно-технического состава, приемлемые для европейцев. Около 80% рабочих мест в солнечной энергетике будут связаны с монтажом. То есть работа не слишком престижная, но при этом квалифицированная. Коренное население занимать такие места не торопится, а мигранты, без знания языка и минимальных навыков, не подходят.

Примерно такая же ситуация происходит и в других отраслях возобновляемой энергетики. Например, Европейская ассоциация тепловых насосов считает, что к 2030 году потребуется около 500 тыс. квалифицированных рабочих. Причем здесь ситуация та же, что и с солнечными панелями – 70% вакансий будут занимать монтажники.

"Все дело в переплетении кадровой политики и политики в области энергоперехода. Нельзя достичь климатических целей, не имея нужных людей, которые выполнят работу для их достижения", – отметил Джули Бофилс, генеральный секретарь EuropeOn, торговой ассоциации, представляющей операторов электрических систем в зданиях.

Кстати, нехватка квалифицированных сотрудников уже стала препятствием для многих ВИЭ-проектов. По сути, только это помешало правительству Германии ранее запретить котлы, которые работают на ископаемом топливе. Но оказалось, что для такой инициативы необходимы около 60 тыс. специалистов, которых в стране нет. Конечно, можно привлечь кадры из-за рубежа, но это дорого, а энергопереход итак "влетает в копейку", так что пришлось правительству ФРГ немного поумерить амбиции – по крайней мере, в этом вопросе.

Как рассказал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко, у Евросоюза есть четко поставленная стратегия энергоперехода, которая имеет свои временные рамки, прописанные шаги и цели. Все это обозначено в "зеленой сделке", которая должна привести к энергопереходу экономики. Но проблема в том, что отказ от ископаемого топлива требует не только красивой стратегии, но и квалифицированных сотрудников, в том числе монтажников, инженеров. Перед тем, как переход на возобновляемую энергию станет масштабным, нужна подготовка, которая занимает много времени.

"Несмотря на все победоносные отчеты ЕС, видно, что 2022 год стал переломным – драматически сократились поставки углеводородов на европейский рынок. В основном за счет подрыва газопроводов "Северный поток" и "Северный поток 2", а также из-за частичной остановки работы украинской ГТС. Это привело к серьезному падению потребления газа в ЕС и дало шанс ВИЭ вырваться вперед", – сказал Baltnews Мищенко.

"При этом называть такое положение дел заслугой Евросоюза как минимум иронично. Падение потребления газа произошло в ущерб промышленности и энергетики. Да, доля возобновляемых источников в общем энергобалансе увеличилась и, например, в Германии, составляет более 50%. Но это не значит, что ВИЭ масштабированы. Чтобы этого достичь, помимо прочего, необходимы кадры. Чтобы подготовить подобных работников, нужны годы. Это не может произойти скачкообразно в один момент. Так что вскоре Евросоюз ждет жесткий кадровый голод", – добавил он.

Кнут и… еще один кнут как стимул к работе

Европейские "зеленые" аппетиты растут и правительство выдвигает все больше новых проектов, которые требуют не только денег, но и сотрудников. Например, в Великобритании хотят достичь цели в 600 тыс. тепловых насосов к 2028 году. Это почти в десять раз превышает текущий уровень. И чтобы установить все эти насосы, понадобится почти армия специалистов монтажа. Где их взять? Неизвестно. Опрос показал, что только 37 тыс. из 130 тыс. инженеров-теплотехников Британии готовы работать с тепловыми насосами.

Не лучше обстоят дела и в Германии. Согласно прогнозам Немецкого экономического института, уже к 2030 году в Германии (крупнейший в Европе рынок солнечной энергии) будет не хватать 5 млн сотрудников. Такой дефицит возникнет из-за падения уровня рождаемости и увеличения числа граждан, выходящих на пенсию досрочно.

Кстати, в ФРГ нашли способ решить проблему кадрового голода! Министр финансов Кристиан Линднер хочет привлечь больше людей на рынок труда за счет женщин, пожилых людей, а также получателей социального обеспечения. И здесь возникают серьезные вопросы. Если стремление привлечь к работе женщин понятно и логично, то возлагать надежду на пожилых людей и получателей социального пособия – как минимум глупо. Эти группы населения изначально не особо трудоспособны. Как же мистер Линднер собирается реанимировать немецкий рынок труда за счет стариков и инвалидов?

Оказывается, вполне банальным способом. Министр финансов ФРГ хочет попросту "закрутить гайки". Он выступает за поздний выход на пенсию и увольнение сотрудников, которые работают неполный рабочий день (в том числе молодых родителей, которым необходимо присматривать за детьми). Идею о четырехдневной рабочей неделе он и вовсе разнес в пух и прах.

Одним словом, Германия постепенно перестает быть комфортным местом для жизни – базовые удобства стоят необоснованно дорого, инфляция не позволяет покупать что-то помимо самого необходимого, а теперь еще и работать заставляют!

Кстати, пытаясь "избавиться от тунеядцев", мистер Линднер почему-то не стремится социализировать и устраивать на работу мигрантов. Как отметил в беседе с Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, Олег Иванов, Германия на протяжении последних лет последовательно использует политику привлечения мигрантов, но это не позволяет ей решить проблему кадрового дефицита.

"В ФРГ создана порочная система, которая не дает беженцам стимула искать работу. Они все равно получают пособия, поэтому трудиться не нужно. К тому же не стоит забывать, что большая часть мигрантов в Германии – выходцы из стран Ближнего Востока, арабских государств, Африки. Они не обладают необходимыми навыками для работы в большинстве сфер ФРГ. Преимущественно у них нет, и просто не может быть профильного образования. Если их и можно привлечь к работе, то только к неквалифицированной. Почему в Германии не используют украинских беженцев, которые лучше образованы, чем выходцы из стран Африки, и имеют схожую с европейской культуру – загадка", – отметил Иванов.

Стоит признать, что даже если немецкое правительство в принудительном порядке заставит работать всех выходцев из Украины, это не поможет. За 2022 год в страну прибыло около млн беженцев из Незалежной (включая детей и пенсионеров, а также других нетрудоспособных людей, которых привлечь к работе не получится). А вот кадровый голод к 2030 году в этой стране достигнет 5 млн!

Именно поэтому сегодня власти ФРГ пытаются расшевелить и коренное население. Вполне возможно, что вскоре страну ждет пенсионная реформа и другие "стимулы", побуждающие работать. По сути, Германия стоит перед жестким выбором – либо урезать знаменитые немецкие социальные гарантии, либо сокращать ВИЭ-проекты. А исполнять второй вариант нынешнее "зеленое" правительство очень не хочет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.