ЕС не пускает Китай в свою ветроэнергетику, но сам спасти ее не может

© AFP 2024/ INA FASSBENDER

Последствия новых правил, которые Еврокомиссии все же удалось протолкнуть, отпугнут инвесторов из КНР и других стран. Ирония в том, что это все равно не решит проблем, с которыми сталкивается экономика ЕС, а компенсировать торговые отношения с Поднебесной нечем.

Евросоюз ввел на своей территории новые правила, согласно которым компании в Старом свете будут обязаны уведомлять ЕС о приобретениях, финансируемых иностранными государствами, или о сделках государственных закупок. Говоря проще, начинают действовать жесткие ограничения на субсидирование иностранными государствами производств в Европе. В первую очередь это коснется компаний из Китая.

Евросоюз, как пишет Bloomberg, ЕС хочет за счет таких нововведений проверять субсидии, налагать штрафы, приостанавливать тендеры и блокировать поглощения компаний. Делать все, чтобы помешать китайскому капиталу нормально работать на рынке Старого света.

Печальнее всего то, что у руководителей европейских стран, по сути, нет выбора. Им в любом случае придется делать шаг, который в ближайшем времени ничего хорошего экономике Евросоюза не даст. Пускать китайский капитал к себе на рынок и дальше значит похоронить европейских производителей электромобилей, которые уже не выдерживают конкуренцию с китайскими соперниками вроде BYD и других гигантов.

Впрочем, это касается не только отрасли автомобилестроения. Закрыть доступ к инвесторам из КНР – это тоже не очень полезная мера. Она, по сути, введет Европу в частичную изоляцию, начнет эпоху жесткого протекционизма, что сделает товары для простых потребителей в ЕС дороже.

Правильного выбора из этих двух сценариев нет. Есть только решение, которое впоследствии может минимизировать ущерб для ЕС. Правильный ли выбор сделала Европа?

Уберите ваши китайские деньги!

С 12 октября европейские компании обязаны уведомлять об участии иностранных государств о приобретении активов и сделках по госзакупкам. Новые правила дают возможность наднациональным структурам ЕС:

  • проверять субсидии;
  • налагать штрафы;
  • приостанавливать тендеры;
  • блокировать поглощения компаний.

Напоминает начало торговой войны, правда? Как рассказал Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов, между США и Китаем не случилось полноценной торговой войны – эти страны смогли договориться. А вот Евросоюз для Пекина – более сложный собеседник именно потому, что Брюссель – не самостоятельный игрок. У него нет своей позиции, только транслирование американской позиции. А США очень выгодно изгнать Китай из Европы.

"Те ограничения, которые приняты для китайских компаний сегодня – это только первый шаг. Урсула фон дер Ляйен уже говорила о том, что необходимо изъять китайские товары с территории Евросоюза, и многие чиновники ЕС будут этого добиваться. Происходит примерно то же, что и с российскими энергоресурсами – вытеснение с рынка в пользу американских компаний. Постепенно еврокоммисары будут двигаться в сторону ликвидации присутствия китайских товаров на своем рынке под предлогом поддержки собственных предприятий. Вполне вероятно, что вскоре мы увидим ограничительные меры по целым сегментам производства", – отметил Колташов.

Как заявил временный комиссар по конкуренции ЕС Дидье Рейндерс, в ближайшем будущем предметом пристального внимания в ЕС могут стать инвестиции Китая в ветряные турбины. И вот тут он попал в яблочко. Назвать нормальным происходящее на европейском рынке ветроэнергетики язык не поворачивается.

Еще в середине весны этого года лидеры ЕС договорились к 2030 году установить 120 ГВт оффшорных ветроэнергетических установок в северных морских районах Европы (такая мощность в четыре раза превышала текущую). Но есть проблема. Темпы постройки новых "ветряков" слишком медленные – около 7 ГВт новых мощностей в год. При этом множатся проблемы в отрасли, которые угрожают даже этим темпам роста. К примеру, в немецкой Siemens Gamesa жалуются на сбои в логистических цепочках и дорожающем сырье, требуя от национальных правительств ЕС больших субсидий.

Датский производитель ветрогенераторов Vestas в апреле сообщил о своем первом годовом убытке за десятилетие в 2022 году в размере 1,68 млрд долл. Компания заявила, что ее продажи в прошлом году упали примерно на 7%. Чистый убыток Siemens Energy (куда входит Siemens Gamesa) – 943 млн долл. Еще один гигант в отрасли ветроэнергетики – датская Orsted – во II квартале 2023-го сообщила о более низкой, чем ожидалось операционной прибыли. За апрель-июнь 2023-го EBITDA без учета новых партнерств компании упала на 8% по сравнению с предыдущим годом до 489,56 млн долл.

Проще говоря, если в докоронакризисные годы крупные компании, занимающиеся производством ветрогенераторов и их установкой в Европе, постоянно отчитывались о росте прибыли (когда ее годовой рост на 17% считался нормой), то сейчас она либо сокращается, либо фирмы вообще несут убытки.

Проблема в том, что крупнейшие производители "ветряков" в Европе, чтобы уложиться в график по установке 120 ГВт новых мощностей к 2030 году, должны строить более мощные установки –не менее 12 МВт каждая. А для этого нужно больше денег. Огромные сооружения требуют более дорогих технологических решений. Строить более мелкие "ветряки" экономически нецелесообразно. В Европе уже нет свободных мест, где такие конструкции будут себя окупать при затратах, которые на них уйдут при установке.

Аналитики из компании Rystad в июне даже заявили, что Евросоюз должен до 2024 года принять очередной план по финпомощи для организации производства больших ветрогенераторов, в противном случае цель по 120 ГВт оффшорных ветроэнергетических установок к 2030 году будет провалена.

И вот параллельно со всем этим китайский капитал заходит на европейский рынок и предлагает свои решения. Он предлагает строить "ветряки", несмотря на все те проблемы, с которыми не могут справиться их европейские коллеги. Почему? Как так вышло, что компании из КНР не страдают от тех же проблем, что и фирмы из ЕС?

Ветер с востока не остановить

Если кратко, то Китай – это мировой лидер в мировой ветроэнергетике, который сегодня имеет лучшие технологические решения, самый большой портфель заказов, лучшую (и дешевую для своих компаний) сырьевую базу, включая редкоземельные металлы, и много чего еще. По данным Wood Mackenzie, за первые шесть месяцев 2023-го на КНР приходилась львиная доля мощностей ветроэнергетики – из 69,5 ГВт во всем мире доля Китая составила 44 ГВт.

В другом аналитическом агентстве – Energy Insights – говорят, что в заказах на новые мощности по всему миру КНР является безусловным лидером. "Основной движущей силой этой деятельности стали заказы из Китая, спрос на которые составил более 25 ГВт, что на 47% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в первом полугодии", – говорится в пресс-релизе Energy Insights.

У китайских компаний есть доступ к более дешевым редкоземельным металлам, корпорации могут себе позволить в некоторых проектах расходы больше, чем обычно, потому как заказов у них столько, что если какие-то из них (европейские) дороже остальных – не страшно. Главное – сохранять первенство на рынке, а заработок в таких условиях точно будет.

У европейских компаний всего этого нет. Проблема в том, что если ЕС позволит и дальше китайским компаниям заходить на рынок ветроэнергетики Евросоюза, то местные компании попросту лишатся клиентов. Новые меры, предложенные Еврокомиссией по ограничению и контролю инвестиций (она, кстати, предлагала их ввести еще в мае 2021-го) теперь не позволят капиталу из "Поднебесной" так легко покорять европейский рынок. По сути, перед компаниями из КНР хлопнули дверью и не пускают.

Нынешняя проверка выдачи субсидий, запрет на слияние и поглощение (при условии, что там не европейский капитал) и другие нововведения, которые заработали с 12 октября – все это, увы, не решает важной проблемы.

Строить "ветряки" в Европе местным компаниям становится все менее выгодно. Мало того, что электричество от них выходит дороже, чем от газовых или угольных электростанций (об АЭС вообще промолчим), так и сами "ветряки" дорожают. Получается, пускать в Европу китайцев, чтобы реанимировать отрасль, нельзя – но и самостоятельно с этой задачей в ЕС справиться не могут.

А ведь сказанное касается не только "ветряков". В ходе недавней конференции в Мадриде, которая была посвящена производству элементов для солнечных панелей, представитель китайской Trina Solar (крупнейший игрок на мировом рынке) заявил, что компания готова вложить 200 млн долл. в завод на территории США и продолжать работать в Китае, Таиланде и Вьетнаме – но не в Евросоюзе.

Причина – производство составляющих в ЕС обходится компании намного дороже, чем в Азии, в силу логистики (доставка сырья), зарплат и ряда других факторов. По сути, точно такой же тезис прозвучал и от другого гиганта в области создания солнечных панелей. Испанская Gonvarri Solar Steel, у которой производство солнечных панелей налажено в КНР, ЕС, и США, заявила, что "европейские продукты стали намного дороже".

Почти та же картина наблюдается и с производством электромобилей. Китайские производители делают более дешевую и не менее качественную продукцию. Они успешно заходят на европейский рынок, а при этом еще и вытесняют европейских гигантов в самой "Поднебесной".

Аккуратно поругаться с Пекином не получится

12 октября в Китай прибыл глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель. Он встретился с бизнесменами и китайскими учеными в Шанхайской академии международных исследований. После этого он проведет переговоры с министром иностранных дел Ван И. Как пишет Bloomberg, цель Борреля как раз связана с серьезными разногласиями между Брюсселем и Пекином.

Евросоюз не хочет полностью рвать все отношения со страной. Все-таки товарооборот с ней – это около 900 млрд долларов в год. Но как сохранять дружеские отношения со страной, когда у вас вводятся законы, не позволяющие ее компаниям нормально работать на вашей территории? Как ждать от Пекина дружеских жестов, когда против него, по сути, Европа вводит меры, где протекционизм – это, пожалуй, самое мягкое слово?

Как рассказал в беседе с Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, Европа ранее уже отличилась во взаимоотношениях с Китаем:

"В какой-то момент она увидела в китайских инвестициях угрозу собственной нацбезопасности, и регуляторы ЕС заметно ужесточили условия приобретения китайскими компаниями активов в европейской промышленности. И в первую очередь как раз инфраструктурных и высокотехнологичных. Выстрел себе в ногу, с учетом, что Европа планирует переход на электромобили, а Китай сейчас – главный поставщик аккумуляторов.

Тут я вижу следствие скандала с государственными субсидиями правительства КНР для производителей все тех же электромобилей. Но ЕС также планирует оказать более пристальное внимание инвестициям Китая в ветряные турбины. И все это при том, что объемы экономических отношений ЕС и Поднебесной – порядка 900 млрд долларов. Конечно, если и дальше эскалировать ситуацию, это приведет к торговой войне. Так что европейским дипломатам придется очень постараться".

Евросоюз с его нововведением в чем-то прав. В долгосрочной перспективе ему нельзя позволять другой стране играть главную скрипку в отрасли "зеленой" энергетики, которая вообще-то сегодня считается основополагающей для развития всей экономики Старого света. Но за такое решение придется расплачиваться сейчас и в будущем.

Во-первых, "ветроэнергетика" в ЕС либо будет постепенно умирать, либо ее будут накачивать деньгами из бюджетов стран, тем самым ухудшая уровень жизни населения и делая его траты на коммунальные услуги больше. Во-вторых, Евросоюз объективно будет дистанцироваться от Китая, который на такие игры в протекционизм в одни ворота не подписывался.

В лучшем случае Пекин начнет сворачивать инвестиционную деятельность в ЕС, за что экономика региона "спасибо" не скажет. В худшем – "Поднебесная" начнет делать то же самое на своей территории, т.е. мало было торговых войн между Китаем и США, так давайте еще и между Китаем и Евросоюзом устроим.

В условиях, когда ЕС активно разрывает торговые связи с Россией – естественным торговым партнером Старого света – такие процессы ведут прямиком к изоляции. С Латинской Америкой у ЕС товарооборот не такой большой, да и континент этот считается "задним двором" США, куда они чужаков пускать не любят. Африка – не тот рынок сбыта, который способен заменить Китай. Австралия далеко и одна такую роль сыграть не сможет. Все. Планета закончилась. Остаются только США, которые успешно подминают европейский рынок под нужды своих компаний, и пингвины из Антарктиды.

Выходит, ради сохранения собственного крупного бизнеса Европа должна себя изолировать, ухудшить уровень жизни своего населения, чтобы не попасть в зависимость от азиатских инвесторов, в первую очередь, китайских. Может, в этом и была бы логика, может, это и было бы меньшим из зол – если бы не фанатизм с "зеленой" повесткой и позволение американскому капиталу делать на рынке ЕС все, что он захочет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.