Во вторник, 24 октября, Центральная криминальная полиция Финляндии сообщила новую версию происшествия на Balticconnector. Она заключается в том, что газопровод повредил неопознанный тяжелый предмет, найденный на дне моря, – якорь.
После повреждения газопровода Balticconnector Эстония и Финляндия начали искать виноватого: сначала это была Россия, а позже появилась новая версия о причастности Китая.
Последняя версия настолько не давала покоя Таллину, что он обратился в понедельник, 23 октября, к Пекину с просьбой о проведении совместного расследования.
Однако у Центральной криминальной полиции Финляндии есть другой подозреваемый – контейнеровоз Newnew Polar Bear, который ходит под флагом Гонконга.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с Baltnews рассказал, насколько логично выглядят эти версии и кто предположительно может стоять за инцидентом.
"История довольно мутная. В этом плане надо дождаться каких-то нормальных свидетельств, потому что, когда сказали, что он разгерметизировался в морской части, естественно, аналогия напрашивается с Северными потоками, там через полчаса появились фотографии выходящих на поверхность газов бурления, а через два часа уже видео было, там вертолет летал. Здесь же нам ничего не показали. Мы опираемся просто на заявление оператора данного газопровода, что он увидел потерю давления, и газопровод перекрыли. Может, хотя бы нам этот якорь покажут? Надо посмотреть, что будет", – сказал Юшков.
Аналитик отметил, что все подводные газопроводы довольно устойчивы к повреждениям. Для предотвращения инцидентов, как правило, газопроводы покрывают бетоном и еще засыпают камнями, после того как уложили на дно, поэтому "на самом деле просто так повредить якорем непросто".
"Я думаю, что поэтому и вызывает эта история много вопросов. Что за якорь такой? Такое ощущение, что они хотели быстрого эффекта, повредилось, сказали, что это Россия, и пошло-поехало, сразу поехали санкции дополнительные. Такое ощущение складывается, что вроде версию с Россией не подхватили и теперь приходится выдумывать некий технический план Б. Вполне возможно, что эту историю на этом могут замять", – добавил Юшков.
Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов в свою очередь также считает, что версия с якорем является абсурдной, и объяснил, почему.
"Я не изучал конкретно, как строился конкретно этот газопровод, но, насколько я знаю, обычно у морского газопровода плотный металл, который очень сложно каким-то образом уничтожить. Там очень сильное внутреннее давление и внешнее давление, потому что там внутри давление газа, сверху давление воды. Поэтому их (газопроводы – прим. Baltnews) делают из устойчивых сортов стали. Не многие предприятия это могут сделать, там все очень жестко сертифицируется, на самом деле действительно это очень серьезная вещь, и к безопасности относятся очень серьезно", – объяснил собеседник.
Эксперт также напомнил о бетонной рубашке вокруг самого газопровода, которая и защищает его от внешней среды:
"Все прекрасно понимают, что плавают корабли, может якорь опуститься, все что угодно, вплоть до того, что корабль может утонуть и на это место упасть. Газопровод делают так, чтобы никакой корабль не смог повредить. Мне тоже так удивительно считать, что какой-то там бросили якорь и газопровод повредили. Либо там сделали неправильно по технологии, сэкономили, условно говоря, либо я не знаю. Конкретно, как этот газопровод строили, не знаю, но если его можно повредить якорем, то это было сделано абсолютно наплевательски с нарушением техники безопасности абсолютно".