В понедельник, 9 января, эстонские СМИ сообщили о разногласиях в правительстве относительно расходов на оборону Эстонии. Три министра – обороны, внутренних дел и финансов – по-разному видят этот вопрос.
А именно, министр обороны Эстонии Ханно Певкур желает заложить в основу политики безопасности 3% ВВП на военную государственную оборону. Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс считает, что требуется выделить 0,5% ВВП на гражданскую оборону. Министр финансов Эстонии Аннели Аккерманн уверена, что в деле обороны процентов следует вообще избегать.
Напомним, что еще в 2001 году в Эстонии было официально решено расходовать на государственную оборону не менее 2% ВВП, что Рийгикогу прописал в основном документе эстонской политики безопасности. Позже в тот же документ были добавлены расходы на прием солдат союзников и отдельное предложение по покрытию оборонных инвестиций.
Время идет, и что-то меняется. И вот теперь министр обороны Ханно Певкур поддержал предложенную Государственной канцелярией идею записать в новой редакции документа расходы на оборону в размере 3% ВВП плюс расходы на принятие союзников. Певкур указал, что как только будет завершено развитие потенциала на ближайшие годы, уже нельзя будет снизить уровень расходов на гособорону до 2% ВВП.
И подчеркнул, что постоянные затраты гораздо выше: "По нашим оценкам, ожидаемые затраты на более длительный период времени – где-то 2,6% или 2,7%. Если принять во внимание содержание ПВО средней дальности, содержание мобильной артиллерии и другие подобные более крупные инвестиции, то с расходами на оборону ниже этих вообще довольно сложно будет справляться".
Но министр финансов Аннели Аккерманн порекомендовала воздержаться от фиксирования 3% ВВП, так как "документ об основах политики безопасности должен придерживаться той же формулировки, что и сейчас": "Меня беспокоят другие вопросы. Например, баланс бюджета является очень важной частью, чтобы мы могли управлять страной и поддерживать ее, и у нас было бы право на получение кредитов".
Министр Аккерманн добавила, что каждый фиксированный процент ВВП означает почти 2% государственного бюджета. И подчеркнула, что если в конце концов будут прописаны три процента, то она будет с этим согласна.
По мнению министра внутренних дел Лаури Ляэнеметса, 3% на военные расходы на государственную оборону – это минимум, который сейчас можно записать, но в основе политики безопасности также должно лежать соглашение о расходовании 0,5% ВВП на защиту населения: "Самое главное, что мы не можем развивать долгосрочные возможности таким образом, чтобы в один год у нас были деньги, а в следующем – нет".
Пока главе МВД Эстонии не удалось отстоять свою идею с гражданской обороной, но он не утратил надежды: "Но я считаю, что при разработке основ политики безопасности мы могли бы договориться об этом. Может быть, даже если не 0,5% сразу, а 0,3%, это было бы хорошо. Если такой компромисс необходимо сделать, хорошо, давайте сделаем это. Важно определиться с принципом. Что мы будем вносить такой же вклад в широкую государственную оборону на постоянной основе".
На оба предложения силовых министров глава финансового ведомства Эстонии Аккерманн готова согласиться, но подчеркнула, что, фиксируя госбюджет заранее, становится сложнее реагировать на новые и неизвестные кризисы: "Вы как будто связываете руки за спиной и больше не можете маневрировать".
А вот министр обороны Ханно Певкур не поддержал идею Ляэнеметса, так как "вклад в широкомасштабную государственную оборону должен происходить в административной сфере всех министерств и непрерывно, и он не должен быть привязан к определенному проценту бюджета". Да и в деле защиты населения, считает Певкур, бюджет не должен быть слишком заблокирован: "Если дать бухгалтерам возможность заносить 100% государственного бюджета в таблицу Excel, то как будто нет необходимости делать политический выбор".
Но Ляэнеметс не сдался и заметил – когда каждый концентрируется на том, что считает нужным, "защита населения остается в значительной степени неразвитой".
В итоге все развернулось в сторону того вопроса, какая политическая сила держит в руках власть над финансами страны. Министры обороны и финансов – однопартийны премьера Каи Каллас, то есть реформисты, служащие идеям западных глобалистов, а вот глава МВД – социал-демократ, больше тяготеющий к отстаиванию национальных интересов.
Напомним, генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг накануне заявил, что государства-члены НАТО должны стремиться выделять больше денег на военные нужды. Требуемый уровень оборонных расходов в 2% от национального ВВП должен стать, по словам Столтенберга, не целевым показателем, а самым маленьким взносом.