"В Нарве отказались от сноса памятника Т-34", "Мэр Нарвы заступилась за русский памятник", "Власти Нарвы выступили против переноса памятника советским воинам", – все это заголовки в российской и эстонской прессе трехнедельной давности.
Их десятки. То, что судьба советского памятника-танка Т-34 в Нарве решена, стало понятно еще в начале августа, когда премьер Эстонии Кая Каллас, заявила: "Советские памятники нужно убрать из публичного пространства, и мы сделаем это как можно быстрее".
Не хотелось верить. Но вот танк покинул свое место дислокации.
Телешоу или показная порка
16 августа. В 6:30 утра над памятником начал кружить вертолет погранохраны. Приехали 20 машин со спецами в балаклавах. Тех, кто дежурил у танка, попросили на выход. Оцепили территорию вокруг танка в радиусе сначала двух километров, потом шести. Перекрыли дороги, ведущие к памятнику. Так началась операция по сносо-переносу.
Потом подъехала техника, и спустя каких-то четыре часа Т-34 уже мчал в Военный музей города Виймси. В ангар. Ему там отвели место.
Все четыре часа ведущие эстонские СМИ вели прямой эфир демонтажа. Зачем устраивать из этого шоу, спросите вы? Эстонские власти тем самым убили сразу несколько зайцев. Во-первых, удалось избежать массового посещения "мероприятия" нарвитянами (зачем личное присутствие, когда можно зайти на сайт и включить трансляцию?). Никакого скопления людей, никаких провокаций, протестов и всего того, чего власти хотели бы избежать, но к чему все равно готовились. А еще вышла неплохая показная порка, мол, смотрите, как мы можем, а недовольный народ не возмущается особо. И грозный сосед через речку молчит.
Однако все это лирика.
Почему жители Нарвы не протестовали и вряд ли будут это делать? Все просто. Запуганы. Русских с эстонскими паспортами будут сажать за "поддержку агрессии". Тех, что с российским гражданством, вышвырнут из страны, лишив вида на жительство. Власти заранее предупредили. То есть рецепт приготовления населения к сносу 400 советских – или, как их называют в Эстонии, "красных" – памятников прост: возьмите русских, добавьте немного запрета на язык, возьмите набор угроз, бросьте парочку. Не кипит? Смело высыпайте все. Варить на медленном огне.
Правда, когда начнет кипеть, неясно.
Русских по ту сторону реки Нарва, не напуганных то есть русских, эстонцы, видимо, боятся больше, чем местных. Пока Т-34 сносили, российско-эстонскую границу перекрыли на несколько часов. Вместе с танком ликвидировали, кстати, и мемориальные таблички в честь Красной армии на Петровской площади. А в общей сложности Каллас обещала лишить нарвитян семи памятников.
Никто на улицы не выходит и не выйдет. Заявления официальных лиц города есть. Аккуратные. В соцсетях народ негодует. Менее аккуратно, но вынести свои негодования открыто никто не решается. Никакой "Бронзовой ночи 2.0".
Особое место занимает во всей этой истории мэр города Катри Райк, которая до последнего вроде как была против сноса – мол, не надо местных русских обижать. Танк увезли, и запела она иначе. "Возвращать памятник не стоит", уверена Райк. И пожелала всем спокойствия.
Теперь члены Горсобрания Нарвы перекладывают друг на друга ответственность. Вся эта каша так и будет вариться, пока не переварится в кризис власти в городе.
Помощи от России ждут
В силу обстоятельств, некоторые от России, точнее российской власти, предпочли дистанцироваться. Мы просто хотим сохранить память, говорили они. Но все это ситуативные глупости. Имеешь ты отношение к "стране-агрессору" или ты не связываешь себя ментально с "оккупантами", ты все равно русский. Для эстонской власти это не изменить. Это они хотят в своей стране жить "в безопасности и свободе" от всего русского, о чем ни раз открыто заявляли все эстонские политики.
Но при всем при этом помощи от России ждут. Даже не так. На нее надеются, но уже слабо верят. Русским Эстонии некому пожаловаться и попросить защиты. Где их истина последней инстанции? Нет такой. Официальная позиция Москвы: осудили, подумаем, что можно сделать. Пока все.
Поступают частные предложения. Так, накануне сноса коллекционер из России Дмитрий Хмелев предложил властям Нарвы обменять высшую военную награду Эстонии – Крест Свободы I степени на Т-34.
Власти от предложения отказались. Коллекционер недоумевает, как эстонцы отказались от Креста, представляющего реальную историческую ценность для всего эстонского народа. Все просто. В оголтелой борьбе со всем советско-российским эстонская элита забыла о своей собственной, так называемой независимой, истории, о которой они кричат на каждом углу и вроде как гордятся даже.
Занимательную идеи высказал и один из депутатов Госдумы Максим Иванов:
"Безусловно, надо изымать у Эстонии легендарный танк Т-34[…]Не важно каким способом изъять: уговорить дипломатическим путем, провести операцию спецназа, выкупить, выкрасть вертолетом – любыми доступными способами", – пишет он.
Здесь нареканий нет. Хотя выкрасть вертолетом на грани съемок бондианы, конечно. Но больше вопросов вызывает то, куда депутат предлагает отправить монумент:
"Уверен, лучшим местом для этого Т-34 станет Екатеринбург. С постаментом на родном Уралмаше".
А не лучше поменять/забрать/украсть и оставить его на берегу Нарвы? Пусть из Ивангорода смотрит на Эстонию. Сегодня Танк везут через всю страну – из Нарвы в Виймси. Это 200 километром. А так нарвитяне могли бы с того берега любоваться своим родным Т-34. На мой взгляд, справедливо.
Выходит даже как-то слишком прозаично, не находите?
Сделки не будет
Все это время как только над Т-34 не измывались эстонские власти:
"Это потешный танк"
"В этом танке таилась угроза"
"Важно напомнить, что танк - это орудие убийства"
"Это не просто танк, это – золотой теленок"
Но отдавать не хотят. И продавать тоже. Символ ведь, как им кажется, успешной борьбы с Россией. Нет, не с "советской оккупацией". Это тема в эстонском обществе в ближайшее время изживет себя, с приходом нового поколения избирателей. А вот тема российской угрозы продается сегодня значительно лучше. На нее и ставка. Из Т-34 сделали оружие "российской агрессии на Украине", а из его сноса – перфоманс с продолжением.
После того, как в самом русском городе Эстонии снесли памятник и не было никаких народных волнений, ожидать их где-либо еще не приходится. Совсем. Старшее поколение запугано, молодые зачастую не понимают, зачем эти памятники нужно защищать.
Хочется лишь верить, что библейское "есть время разбрасывать камни, и время их собирать", все-таки работает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.