В среду, 31 августа, в эстонских СМИ появились свежие данные экономической статистики, которые обнаружили, что страна входит в состояние рецессии.
Напомним, признаками рецессии считаются рост инфляции, причем по всем отраслям, сокращение производства, потребления, рабочих мест, снижение кредитования и модернизации, повышение задолженности государства, появление проблем в так называемых узких местах экономики, увеличение импорта над экспортом и некоторые другие.
Сочетание признаков рецессии может быть практически любым, и многое зависит от уровня развития экономики страны, а также основного источника пополнения государственного бюджета. Учитывая, что основным источником средств для государства Эстонии, вставшего на путь агрессивной антироссийской политики, в последнее время стали внешние заимствования и долг государства достиг небывалой величины, удивляться не приходится.
Кроме того, санкции против России фактически определили "узкое" место в экономике Эстонии – энергетический рынок, который и раньше не отличался дружелюбными для потребителей электроэнергии ценами и условиями, благодаря политике в этой области ЕС, а нынче и подавно ушел в разнос.
Итак, валовой внутренний продукт (ВВП) Эстонии во втором квартале вырос на 0,6% по сравнению с тем же периодом 2021 года. В текущих ценах ВВП во втором квартале составил девять миллиардов евро, но, по словам ведущего аналитика Департамента статистики Роберта Мююрсеппа, в реальном выражении экономика осталась почти на уровне второго квартала прошлого года.
"Не говоря уже о ценовых эффектах, ни налоговые поступления, ни добавленная стоимость не показали значительного роста", – подчеркнул Мююрсепп.
Отмечается высокая инфляция, благодаря которой большинство видов экономической деятельности отрицательно сказались на экономическом росте. Наибольшее негативное влияние обнаружили обрабатывающая промышленность, сфера недвижимости, сельскохозяйственный сектор и торговля.
Во втором квартале частное потребление также замедлилось. Отмечается значительный рост расходов населения по сравнению с докризисным периодом, что неудивительно, учитывая темпы инфляции, измеряемой уже в десятках процентов.
При этом произошло ощутимое снижение инвестиций в стране – на 23,3%. Указывается, что те эстонские компании, которые делали инвестиции, вкладывались в первую очередь в программное обеспечение, базы данных, здания и сооружения и транспорт. Упали инвестиции и в государственном сектора – на 11%.
Как отмечает эстонская статистика, во внешней торговле во втором квартале под влиянием процессов на рынке электроэнергии экспорт товаров сократился на 0,4%, а импорт увеличился на 5,6%. На внутреннем рынке предложение выросло по отношению к спросу. Например, продажа услуг увеличилась на 17,1%, а вот покупка уменьшилась на 13,6%.
"В целом торговый баланс оставался отрицательным почти на 200 миллионов долларов", – свидетельствуют данные статистики.
Если сравнивать ВВП Эстонии с 2021 годом, то он вроде вырос – на 0,3%. Но следует учитывать, что год назад экономическая активность была еще весьма ограничена пандемией коронавируса.
А вот по сравнению с первым кварталом 2022 года ВВП Эстонии с учетом сезонных колебаний снизился на 1,3%, что в соотношении с указанными выше показателями свидетельствует о крайне негативных тенденциях в эстонской экономике в целом.