Эстонские СМИ постарались реабилитировать внутреннюю политику государства своеобразным способом – объявить новости о наказаниях за инакомыслие "фейками, основанными на страхах русскоязычного населения перед возможными репрессиями за критику государства". При этом информация, судя по словам журналиста Павла Иванова, автора соответствующего материала, делится на исключительно объективные новости из Эстонии и исключительно необъективные, то есть пропаганду или лже-новости из России.
При этом Иванов совершил оговорку, что называется, по Фрейду: "Если до войны в Украине российская пропаганда строилась на календарном подряде – 24 февраля, 9 мая, 23 июня, двадцатые числа августа, 22 сентября, то после 24 февраля пропаганда на эстонском направлении точь-в-точь соответствует методичкам: прославление СВО и Z-войск, кризис жанра на Западе, плохие украинские беженцы, украинские постановки в Буче и Мариуполе, отсутствие единства в НАТО, немного о русском мире и памятниках, энергетический коллапс в Европе".
Привыкнув работать по единообразным западным методичкам, существование которых уже не является секретом ни для кого, Павел Иванов уверенно предположил наличие таковых же и у российской стороны. А вот тут и ошибочка вышла – подобные инструменты не только отсутствуют, но даже еще не готовятся, что заметно по далеко не всегда и не во всем синхронизированной работе российских даже федеральных СМИ. Что уж говорить об остальных информационных ресурсах. Недаром министр обороны РФ Сергей Шойгу в начале лета этого года отметил, что в России, к величайшему его сожалению, не существует ни информационных центров, ни информационных "войск", как у западных партнеров, в том числе у Эстонии. Так что утверждение журналиста Иванова о неких методичках, по которым якобы работает российская пропаганда, – само по себе фейк.
Исполнительный директор Международного центра обороны и безопасности Дмитрий Теперик фактически подтвердил высокий профессиональный уровень эстонской пропагандисткой машины: "У Эстонии уже 30 лет опыта противодействия российской пропаганде. Это значит, что есть и эксперты, есть в принципе хорошее понимание, как с ней можно бороться и как различать в том числе, если мы говорим про социальные сети, про другие каналы информации". Отмечается при этом, что "если с пропагандой извне можно разобраться тактически – закрыть или противодействовать, то с проявлением внутренней агрессией и тиражированием чужих принципов нужно работать стратегически".
Теперик сказал: "Идеологические группы, идеологические агенты влияния и люди или группы людей, которые проповедуют какие-то прокремлевские взгляды и их распространяют, и вовлекают, соответственно, в это своих единомышленников, – это намного опаснее, чем просто российская дезинформация, которая идет по каким-то каналам. Если посмотреть на их убеждения и на их позиции, то большую часть они связывают на самом деле с какой-то обидой, с какой-то злобой либо на эстонское государство, либо на какие-то неудачи в личной жизни или в карьерном плане".
"Пропаганда на местном уровне также ведет себя волнообразно, почти как по методичкам Кремля. Сначала был репост Z-новостей, потом пошли заметки о поведении украинских беженцев, про неправильный Запад и какая отвратительная [премьер-министр Эстонии] Кая Каллас, добавились авторы под никнеймами. Появилась и откровенная китайская пропаганда. На федеральные телеканалы тоже можно попасть в том числе через местных беспринципных посредников. Но больше всего проблем создают вновь появившиеся фейки, основанные на нарративе о русофобии", – написал Павел Иванов.
По его мнению, а также по словам Теперика, в Эстонии нет русофобии. Но в Эстонии точно есть, судя по информационному пространству, некая грань между разными Россиями. Сильная Россия, самостоятельная, суверенная, которой Запад управлять не может, – это Россия под руководством президента Владимира Путина. Послушная Россия, податливая Западу и его условиям, – это Россия 1990-х годов. Недаром в Эстонии ностальгически вспоминают Бориса Ельцина, который не торговался с эстонскими политиками о содержании договора на выход Эстонии из СССР. Благодаря чему Эстонии безвозмездно осталось все имущество и активы СССР, которые были на ее территории. Одним словом, Путин слишком мешает Западу иметь ту Россию, которую хочется.
Baltnews ранее уже не раз писал, что в Эстонии стараются любыми способами повлиять на русских и россиян, настроив их против руководства России, для чего используются самые разные темы и формы выражения. Получается не очень. Кроме того, далеко не все, что пытается эстонская пропаганда влить в мозги людей, воспринимается за истинную монету. Недаром Теперик обмолвился: "Чего пока нет, это, конечно, понимания, как нужно и можно ли работать с теми группами людей, про которые мы говорим. Это могут быть в принципе и граждане Эстонии, которые, соответственно, имеют в демократическом государстве, в свободном обществе право на выражение своих взглядов, мнений и позиций. Где проходит эта тонкая граница между выражением своего мнения относительно внешней политики, НАТО, войны в Украине, Путина или чего-то другого и пониманием, что это может угрожать национальной безопасности Эстонии?".
Действительно, где? И по отношению к кому? Напомним, весной в считанные часы власти Эстонии выкинули из страны, без денег и связи, Алексея Есакова – активиста "Бессмертного полка", просто потому, что он потенциально, как посчитали спецслужбы Эстонии, угрожает безопасности. И это произошло в условиях, когда все общественные активисты никак себя не проявляли, учитывая не простую обстановку на фоне военных действий на Украине.
Напомним, что антифашист Сергей Середенко уже полтора года провел в одиночной камере в эстонской тюрьме и на днях получил приговор сроком на 5,5 лет тюрьмы по невнятному обвинению. И подобных примеров можно привести немало. Поэтому рассуждения журналиста Иванова о некой демократии в Эстонии и вражеской пропаганде на фоне действий и решений эстонских властей выглядят совсем неубедительными.