Еще бы! В Рийгикогу не желают вести регистр лоббистов

От лоббизма до коррупции – один шаг. Границы между этими понятиями весьма условны. И эстонские законодатели не спешат обнародовать свои связи с лоббистами.

В четверг, 22 декабря, эстонские СМИ рассказали о неудачных попытках систематизировать отношения законодателей с лоббистами.

Отмечается, что в течение полутора лет министерства и другие госорганы вынуждены записывать встречи своих высокопоставленных чиновников с лоббистами, чтобы сделать политику более прозрачной. Однако общественность так и не получает информации о встречах депутатов Рийгикогу с влиятельными политическими деятелями и представителями бизнеса. При этом налицо незаинтересованность депутатов в создании соответствующего регистра.

Сообщается, что в ноябре лоббисты из коммуникационного бюро Powerhouse, представляющего производителя табачных изделий Philip Morris, встречались со всеми фракциями Рийгикогу, кроме консерваторов (EKRE), чтобы поговорить о новых никотиновых продуктах, или электронных сигаретах. Эти продукты компания внедряет в Эстонии уже несколько лет и даже сформировала законодательство в этой области при поддержке парламентской группы Suitsuvaba Eesti ("Эстония без дыма").

Но эстонская общественность узнала об этих встречах только потому, что на встрече с фракцией социал-демократов присутствовал министр здоровья и труда Пеэп Петерсон, который, как высокопоставленный чиновник, был обязан зарегистрировать свою встречу с лоббистами. При этом, как сообщила пресса, у министра не сложилось впечатления, что никотиновые лоббисты хотели что-то получить: "Она случайно совпала с тем периодом, когда мы интенсивно занимались проблемой никотина среди детей. Я всегда встречаюсь со всеми, кто хочет получить полное представление".

Сообщается, что с 2021 года все министерства и ведомства Эстонии обязаны вести регистр лоббистов, в котором требуется отмечать все встречи, проводимые группами интересов с высокопоставленными должностными лицами. Календарь встреч размещен на сайте каждого министерства и находится в свободном доступе.

Руководитель аналитического отдела Министерства юстиции Мари-Лийс Сёэт пояснила: "Вначале, возможно, публикация была менее единообразной, но со временем стала более единообразной. На самом деле там можно получить довольно хорошую и важную информацию, кто будет встречаться и на какие темы".

Например, из регистра можно узнать, что чаще всего в 2022 году лоббисты встречались с Министерством экономики и коммуникаций. Что и понятно, поскольку в условиях антироссийских санкций энергетика, транзит, ряд производств Эстонии попали в тяжелое положение, и компании вынуждены спешно искать какие-то решения для сохранения своей деятельности.

Однако обязательство вести регистр лоббистов не распространяется на членов Рийгикогу, которые также формируют политику, поскольку правительство, одобрившее надлежащую практику лоббирования, не может налагать обязательства на Рийгикогу. "Говорилось, что встречи комиссий с лоббистами могли бы быть публичными, но, насколько я знаю, никаких практических шагов предпринято не было", – сказала Сёэт.

При этом в 2022 году НКО Korruptsioonivaba Eesti ("Эстония без коррупции") трижды побывало в Рийгикогу с целью обсудить данный вопрос, но безрезультатно. Как правило, на этих встречах лишь формально присутствовали три-пять депутатов. И все. Руководитель Korruptsioonivaba Eesti Стевен-Христо Эвестус констатировал: "Нынешний созыв Рийгикогу проявляет очень вялый интерес к тому, чтобы сделать календарь своих встреч общедоступным. И в этом отношении от будущего созыва Рийгикогу следует ожидать решительных шагов".

А заместитель председателя правления Рийгикогу Хелир-Вальдор Сеэдер вообще заявил, что ничего не слышал о регистре встреч с лоббистами и не считает это необходимым в принципе: "Деятельность по регистрации лоббистов в значительной степени является замещающей деятельностью и дополнительной бюрократией, которая не отличается особой эффективностью и не приносит существенных результатов в борьбе с коррупцией. Скорее это попытка бюрократов соответствующих учреждений, ведомств показать, как они борются с коррупцией".

Сеэдер отметил, что если правление Рийгикогу утвердит регистр лоббистов, то, видимо, и встречи членов депутатской группы Suitsuvaba Eesti с другими фракциями или с министром здоровья нужно будет отмечать, ведь в этом случае они сами действуют как лоббисты. Стевен-Христо Эвестус считает: "На мой взгляд, было бы разумно, если бы высшие правительственные учреждения и министерства информировали о таких встречах, потому что эти встречи явно продиктованы желанием повлиять на решение в нужном направлении".

В этом смысле министр здоровья Эстонии предположил, что в регистре можно было бы разделить лоббирование с коммерческими и социальными целями. Например, сейчас наряду с никотиновыми лоббистами в регистр внесены гинекологи, которые встречались с министром юстиции для обсуждения вопроса, касающегося состава преступления в случае изнасилования.

А вот Министерство юстиции Эстонии такое разделение не поддерживает. "Если цель в том, чтобы повлиять на политическое решение, изменить закон, добиться какого-то благоприятного для лоббиста правового положения, поддержки, то речь идет о влиянии на политическое решение, и тогда есть причина отметить эту встречу", – пояснила Сёэт.

Эстонские СМИ подчеркнули, что встречи министров и канцлеров с лоббистами регистрируются только в случае официальной организации, а вот случайные встречи, во время которых всплывают рабочие темы, в официальный календарь вряд ли попадают.

Так что, если регистр лоббистов предполагается как некий инструмент для борьбы с коррупцией в верхах, он вряд ли может быть однозначно эффективным. При желании протолкнуть какое-то решение, способное в будущем, например, создать условия для чьего-то обогащения, завоевания рынка, получения власти, можно найти немало возможностей это сделать. Главное, чтобы это решение не выпадало из ключевого политического тренда руководства.