В пятницу, 17 февраля, эстонские СМИ обнародовали заявление командующего Силами обороны Эстонии генерала Мартина Херема относительного недавнего выступления председателя Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) и бывшего министра финансов Мартина Хельме в информационном пространстве.
А именно, речь шла об обороноспособности Эстонии, и заявления Мартина Хельме, по словам Мартина Херема, основаны на лжи. Херем подчеркивает, что и ему, и заместителю командующего Силами обороны, генерал-майору Вейко-Велло Пальму неоднократно приходилось опровергать ложные утверждения, после чего их обвиняли во вмешательстве в политику. Херем подчеркнул, что обвинения во вмешательстве в политику беспочвенны и отвлекают от основного вопроса.
"Мои заявления всегда были реакцией на ложные заявления политиков, которыми очернялись Силы обороны и наша обороноспособность", – отметил Херем. И пояснил, что никогда не обсуждал мировоззрения или позиции политиков в других сферах жизни, но делал акцент на ложных заявлениях политика и ограничивался только этим. Более того, "сделал бы это по отношению к каждой политической партии или представителю любой сферы жизни".
"Тот факт, что реакция военнослужащих действительной службы достигает политики, – это ситуация, формируемая самим политиком", – заявил Херем.
По его словам, причиной проблемы является лживый политик: "Не ошибся, а солгал. И в этом случае политик, скорее всего, знал, что факты не такие, какими он их представил, но все равно сделал это". В то же время, по словам Херема, заявления Мартина Хельме показывают, что это политик считает силовиков лжецами.
Херем отметил, что и его публичные заявления, и заявления Вейко-Велло Пальма являются не вмешательством в политику, а исправлением представленных общественности ложных фактов.
Далее для разбора, так сказать, "полетов" приводятся буквальные слова Мартина Хельме: "Наше правительство лишило Эстонию тяжелого вооружения. За год мы отдали три четверти нашей артиллерии. Из тех, что были нашими оперативными частями непосредственно перед началом [украинской] войны – у нас было четыре единицы минометов (правильный термин, наверное, гаубиц – прим. Херема) самоходных или буксируемых, не важно, а остался один. Через два-три года мы получим замену".
Конкретно на это утверждение Мартин Херем ответил так: "Не лишило, но количество оружия уменьшилось. У нас было два батальона и в начале 2024 года будет два батальона. Мы сделаем все, чтобы это произошло к концу 2023 года. О четырех артиллерийских дивизионах не может быть и речи, потому что, несмотря на количество орудий, оно не обязательно означает количество частей. Два было и два вернутся самое позднее через год. Большая разница. Кроме того, решение принято с учетом оружия союзников в Эстонии. Эстония не лишена тяжелого вооружения".
Следующее высказывание Мартина Хельме: "<...> противовоздушная оборона не входит в число его приоритетов. Эти люди ничего не понимают или не хотят понимать".
На что Мартин Херем ответил так: "Старая тема, которую Мартин Хельме любит представлять со своей точки зрения. На самом деле много лет назад EKRE предложила Силам обороны закупить у конкретного посредника конкретные противовоздушные и противокорабельные средства за 300 миллионов. Так называемая предложенная сумма означала только цену покупки. В нее не включены расходы на техническое обслуживание. На самом деле было непонятно, сколько боеприпасов можно было получить за эти деньги. Стоит напомнить, что тогдашний министр финансов вместо этого хотел сократить расходы на содержание Сил обороны на 50 миллионов. В то время Силы обороны хотели приобрести на эти 300 миллионов другие противокорабельные и зенитные комплексы малой дальности, но политики EKRE с этим не согласились. В список потребностей Сил обороны, представленный тогда министру финансов, была включена ПВО, но столько денег давать не хотели. Конечно, желаемые закупки больше не обязательно были бы связаны с одним и тем же посредником или системой вооружения".
Третье высказывание Мартина Хельме: "Или что, есть военнослужащие, у которых на рукавах уже не цвета Эстонии, а цвета Украины?".
Ответ Мартина Херема на это: "Я не знаю ни одного военного, который вместо цветов эстонского флага носил бы украинские цвета. Это также не допускается. Украинская эмблема поддержки разрешена, но не обязательна. Это регулируется приказом начальника Сил обороны".
"В целом это клевета, основанная на лжи. И не в первый раз", – так заключил Херем разбор высказываний главного эстонского консерватора Мартина Хельме.
Отметим, если два предыдущих высказывания Хельме еще как-то вписываются в утверждение Херема о наличии некоего неправильного собственного отношения консерватора к вопросу, то в третьей фразе Хельме явно подразумевалась метафора – вряд ли политик имел в виду украинскую нашивку на форме военнослужащих, скорее речь шла о том, чьим интересам на самом деле служат военные Эстонии, кого фактически защищают.
Тем временем эстонские СМИ сообщили, что начальник дивизии, генерал-майор Вейко-Велло Пальм также отверг резкую критику, брошенную в адрес Сил обороны председателем Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Мартином Хельме.