Выборы в Рийгикогу, которые назначены на 5 марта, едва ли принесут серьезные перемены – как во внутреннюю политику, так и в международные вопросы страны. Однако зерна будущего политического кризиса в Эстонии уже начинают прорастать.
Избирательный процесс Эстонии сродни местечковому спектаклю. Даже не так. Скорее напоминают небольшой "междусобойчик", где политические партии перекидывают друг другу так называемую "русскую карту" как горячую картошку. Грядущие выборы – не исключение, но с небольшой разницей: в этом году "разыгрывается" не только "русская карта", но и "украинская".
Перст Кремля
Эгоцентризма эстонским политическим элитам не занимать – везде мерещится мифическая "рука Кремля", которая так и норовит украсть выборы маленькой, но очень гордой и демократической Эстонии. Местные аналитики подогревают ситуацию, продвигая идею "российского вмешательства" в эстонские электоральные процессы.
Вот, к примеру, мнение ведущего научного сотрудника Академии Сил обороны Эстонии Владимира Сазонова: "Кремль пытается опереться на прокремлевски настроенных людей, политических активистов и политиков, которых еще можно найти в Эстонии. […] При этом агентами влияния Кремля могут быть как маргинальные политики-радикалы, так и представители респектабельных политсил".
Забавно, но этот самый Сазонов ищет Троянского коня там, где, казалось бы, его и быть не может – в группе ребят, что называют себя "хорошие русские". Мол, сбежали из России, прикинулись противниками президента Владимира Путина, а на самом деле "путинисты" в овечьей шкуре.
"Эти "хорошие русские" также представляют собой элемент, который в случае кризиса и проблем в сфере безопасности может быть использован Кремлем в своих интересах – например, в качестве гибридного оружия для дестабилизации ситуации. На них также могут влиять российские тролли и месседжи из соцмедиа, а некоторые из этих "хороших русских" сами являются прокремлевскими троллями", – замечает Сазонов.
Такими темпами можно целую теорию заговора сочинить, чем и занимаются научные сотрудники Академии Сил обороны Эстонии. Кстати, сам Владимир Сазонов – этнический русский – причисляет себя, видимо, к кучке "ну, очень хороших русских". А то и до него ведь конспирологи могут добраться…
Что до политиков, по мнению Сазонова, хорошим примером если не "руки Кремля", то по крайней мере его перста является депутат Рийгикогу Михаил Стальнухин. Его история весьма интересна, и мы можем ее коротко напомнить.
Бывший председатель Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин был одним из противников сноса танка-памятника Т-34 минувшим летом в Нарве. Но самый главный аргумент за якобы связи Стальнухина с Кремлем – его пророческое интервью от 11 февраля 2022 года немецкому Taz, где депутат говорит: "Президент Украины Владимир Зеленский – клоун, который ведет свою страну к гибели".
Никаких связей с Кремлем, конечно, нет. Просто Стальнухин не в ксенофобском мейнстриме, а долгие годы просит эстонских этнократов, что греются у власти, оставить в покое русских детей, не навязывая им эстонский язык, и могилы предков, которые варварски сносятся по всей стране и особенно в русском городе Нарве.
В минувшей году Стальнухина даже исключили из Центристской партии, когда он заявил, что считает нацистами тех, кто сносит памятники советским солдатам, а членов правительства и премьер-министра Каю Каллас назвал фашистами.
Его исключили из той самой партии, которая 30 лет к ряду силилась позиционировать себя заступницей русских. Сегодня, конечно, уже не пытается. Пожалуй, лишь отдельно взятые ее члены. Сейчас они – капля в жовто-блакитное антироссийское море. Можно, конечно, спустить всех собак на центристов – мол, не оправдали ожидания. Но факт остается фактом: пророссийская (не путать с пропутинской) политическая повестка деградировала все три десятка лет и достигла практически своего апогея в прошлом году на фоне проводимой Россией СВО на Украине. И дело здесь не только в центристах.
Слева, справа и по центру
Конфликт на Украине, конечно, триггерное событие, однако политический ландшафт в Эстонии стал претерпевать заметные изменения еще в период пандемии коронавируса, то есть с 2020 года.
Серьезные социальные потрясения зачастую вызывают не только у власти, но и людей запрос на радикализацию проводимой политики. При том, речь как о крайне левых, так и о крайне правых взглядах. COVID-19 сделал неплохую "кассу" голосов Эстонской консервативной народной партии (EKRE). Популистская повестка вывела консерваторов на второе место рейтингов популярности, сместив центристов на строчку ниже. Сегодня EKRE продолжают собирать сторонников в отличие от Центристская партии, стагнирующей на позиции "и нашим, и вашим".
Самая ожесточенная предвыборная борьба разгорелась между правящей Партией Реформ во главе с премьер-министром Эстонии Каей Каллас и EKRE. Председатель последней, Мартин Хельме, говорит, что надо остановить поставки техники и денег Украине. И называет Каллас "принцессой войны".
"Заканчивается шоу, которое нам Кая Каллас и Партия реформ демонстрировали? начиная с февраля. Что у нас есть "принцесса войны", которая ездит получать от каких-то западных фирм медали и грамоты за то, что тявкает в сторону России и с бодуна убирает какие-то танковые монументы. В результате этого мы оказались в глазах Кремля одним из самых враждебных государств на границах России", – говорит Хельме.
Но за Каллас вступилось Politico, вовремя, как по заказу, подоспев с якобы разоблачающей консерваторов статьей. Она не просто рассказывает о связях с Россией, но утверждает о сотрудничестве EKRE с ЧВК "Вагнер".
В частности, издание ссылается на какой-то документ, где написано, что нанятые главой ЧВК Евгением Пригожиным оперативники перед выборами в Европарламент в 2019 году пытались придумать схемы для поддержки EKRE.
Politico также пишет, что оперативники якобы планировали распространить в Эстонии незамысловатый нарратив – "Евросоюз вызвал в Эстонии проблемы". Ну, и намеревались всячески дискредитировать занимавшую в то время пост президента Керсти Кальюлайд и главу Партии реформ Каю Каллас, что нынче уже премьер.
Все эти "расследования" подоспели аккурат к политической гонке в Эстонии. Совпадение? Не думаю.
Полиция безопасности (КаПо) сотрудничество EKRE с "Вагнером" отвергла. Но шумихи статья одного из крупных мировых изданий наделала немало. Да и российская сторона в лице Пригожина буквально к началу предварительного голосования в Эстонии, мягко говоря, удивила:
"С Мартом Хельме, бывшим лидером EKRE, мы, действительно, долгое время сотрудничали. Наше сотрудничество началось с 2019 года в рамках антизападной стратегии. У нас даже были представители в его офисе. Вы знаете, мою позицию по американским выборам и, если помните, Март Хельме после выборов президента США назвал Байдена "коррумпированным типом" и объявил, что выборы в США сфальсифицированы. К сожалению, наш антизападный вектор провалился. В целом, безусловно, Март Хельме человек одиозный, неоднозначный и у него сложное отношение к России, но пока он занимал должность министра внутренних дел Эстонии, он всегда соблюдал договоренности".
После таких заявлений возмутились и СМИ, и сами консерваторы – мол, мы будем жаловаться, в суд подавать... Все это, конечно, порядка ради и не более. А ведь и черным пиаром это назвать язык не поворачивается. Сторонников-националистов EKRE, если и потеряет, то незначительно, а вот "русских голосов" в предвыборную копилочку могут получить еще.
Да и в целом повестка EKRE близка и понятна большей части русскоязычного избирателя. Нужно Эстонии продолжать поставлять оружие Украине? Нет. Нужно заниматься укропоклонничеством у себя дома? Нет. А либеральные ценности нужны? Обойдемся. Однако по сути EKRE, как и следует правым, – не заступники русских. Да, и переход на эстоноязычное образование нужен. И "красным памятникам" в Эстонии не место. В общем и целом, поддержка националистами русских – чистый воды популизм, эфемерный и временный.
Но в Эстонии заметно стали поднимать голову и "левые" силы.
"Левых", конечно, еще проще обвинить в потакании Кремлю и антибрюссельских взглядах. (Рука Пригожина, не иначе.) Речь в первую очередь идет о движении Koos ("Вместе").
Само движение статус партии не получило, однако нашло выход и выдвинулось на выборы совместно с Объединенной Левой партии Эстонии (ОЛПЭ). Повестка позитивная, социальная, как и положено "левым".
Здесь, как и у правых "не допустим украинизации Эстонии", и "остановим поставки оружия Украине"… Членов Koos и ОЛПЭ обвиняют в самой что ни на есть прямой связи с Кремлем: они имели смелость принять участие в передаче Владимира Соловьева. Эстонский Delfi называет членов Koos не иначе как "путинистами". Но и эти путинисты в Эстонии своего избирателя найдут.
"Делается все, чтобы отменить русских, русскую культуру. […] Они (власти) на полном серьезе обсуждали в парламенте, могут ли люди разговаривать друг с другом по-русски, когда занимаются сексом", – заявил в эфире Соловьев Live эстонский бизнесмен Олег Иванов.
В рядах этих самых "путинистов" и известный эстонский журналист, "негражданин" Олег Беседин, который едва ли будучи истинным путинистом, согласился бы принять участие в передаче российского оппозиционного блогера Ильи Варламова.
В любом случае, радикализация политики – не эстонский тренд, а общеевропейский. Пока доживающие свой век центристские либеральные элиты всеми силами цепляются за власть, крайне левые и крайне правые идеи на фоне комбинации кризисов, что сотрясают Старый свет, находят все больше сторонников. Грядут большие перемены.
"Украинская карта"
Несмотря на перекликающуюся повестку, говорить о некоем "пророссийском" альянсе правых и левых Эстонии не приходится.
Более того, у Koos и ОЛПЭ шансов-таки пройти в парламент практически нет. А вот у националистов шансов куда больше. Точнее – они велики, как никогда прежде. Выборы им не победить. Однако этого пока и не требуется.
Если еще до пандемии в эстонских политических элитах наблюдался стабильный консенсус центристов с реформистами, то теперь политическая система Эстонии расшатана и будет шататься дальше. Как долго она простоит – неясно. Дестабилизирующих факторов множество, начиная от все той же помощи Украине и заканчивая помощью украинским беженцам на местах. Иными словами, в этом сезоне "русская карта" разыгрывается куда менее активно, чем обычно, отдав свое место в предвыборной колоде "карте украинской".
Запрос на революционные перемены снизу к 5 марта текущего года еще не созрел. Но в зависимости от внутриполитической обстановки и международной конъюнктуры, к следующему политическому циклу все может измениться.
А пока "принцесса войны", что ищет молекулы свободы в электричестве, остается, согласно опросам, самым популярным кандидатом на пост премьера.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.