К концу этой недели эстонские СМИ обнародовали данные Департамента статистики Эстонии о снижении в январе 2023 года промышленного производства в стране. В постоянных ценах промышленные предприятия в Эстонии произвели в январе 2023 года продукции на 7,3% меньше, чем в этом же месяце 2022 года.
Отмечается, что производство сократилось во всех трех секторах: в энергетике – на 14,2%, в обрабатывающей промышленности – на 6,3% и в горнодобывающей промышленности – на 2,9%.
При этом Департамент статистики отметил, что в январе 2023 года по сравнению с последними месяцами 2022 года сокращение объемов промышленного производства замедлилось, на что повлияли более низкая сравнительная база и снижение цен производителей в определенных отраслях.
"Среди наиболее весомых отраслей сокращение было в сфере обработки древесины (на 12,5%), в производстве электронного оборудования (10,3%) и мебели (27,2%). Небольшой рост среди наиболее весомых отраслей наблюдался в производстве продуктов питания (1,0%), изделий из металла (0,4%) и электрооборудования (0,2%)", – сообщил Департамент статистики.
Отмечается, что спад промышленного производства в Эстонии продолжается с июня 2022 года.
В то же время существует немало информации о том, что эстонские производители не сокращали цены, а наоборот, были вынуждены их поднимать, чтобы окупить свои расходы в условиях беспрецедентной инфляции, особенно в области энергетики. То есть говорить о снижении цен производителей как минимум неуместно.
Ранее Baltnews передавал высказывания ветеринара и лектора Эстонского университета естественных наук Юлии Еремеевой о том, как выкручиваются, в частности, эстонские аграрии в условиях беспрецедентной инфляции: "Расходы на производство поднялись примерно на 50–60%, а цены на продукцию поднимаются незначительно – процентов на 10–15. Это никак не покрывает увеличения затрат, поэтому животноводы работают в убыток".
Такая же картина наблюдается повсеместно, поэтому утверждение о каком-то снижении цен производителей не вызывает доверия в принципе. Разве что речь идет о временных скидках для стимулирования потребителей.
Таким образом, гораздо более правдивым представляется количественное снижение промышленного производства, о реальных цифрах которого статистическое ведомство Эстонии не извещает общественность.