В последнее время Эстонию периодически сотрясают различные скандалы. В понедельник, 7 августа, сообщили об очередном из них. Суть проблемы уходит корнями в связь члена коалиционной партии Eesti 200, нынешнего министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкны с оборонной промышленностью.
Подчеркивается, что Маргус Цахкна спустя три месяца после назначения на пост министра иностранных дел в третьем правительстве Каи Каллас так и не урегулировал конфликт интересов, о котором было известно еще до формирования правительства. Означенный конфликт проистекает из долевого участия Цахкны в компании MM Hospital OÜ, занимающейся разработкой полевых госпиталей производства AS Semetron.
Также указывается, что "на сайте правительства любой может увидеть, что на пресс-конференциях Дома Стенбока полевой госпиталь Semetron за последние два года упоминался трижды", что "далеко не все товары получают такую рекламу со стороны правительства".
При этом никто не ставит под сомнение качество самого товара – "это успешный опыт оборонной промышленности, который прославил Эстонию на внешнеполитическом уровне, а в Эстонии о нем стало известно еще в начале коронавирусного кризиса". То есть дело вовсе не в качестве полевого госпиталя, дело в тесной связи министра иностранных дел Маргуса Цахкны с экспортом полевых госпиталей.
Когда журналист Eesti Ekspress Мартин Лайне впервые поднял эту тему, последовали объяснения руководителя офиса AS Semetron Илоны Алев-Русс относительно связи между предприятием MM Hospital, доля в котором принадлежит министру иностранных дел, и компанией AS Semetron, производящей полевые госпитали.
Алев-Русс прокомментировала ситуацию так: "предприятие MM Hospital было создано как дочерняя компания AS Semetron", "MM Hospital и материнская компания Semetron действуют синергетически, совместно используя такие ресурсы, как рабочая сила, опыт, управление, опорные услуги, финансы, неся соответствующие расходы и разделяя прибыль".
В итоге возникла ситуация, когда государство заказывает товар у компании, совладельцем которой является министр иностранных дел. При этом договоры на закупку госпиталей государство заключает с материнской компанией AS Semetron, однако материнская фирма делит прибыль с дочерним предприятием, долю в котором имеет министр Цахкна.
Помимо этих двух компаний, в схеме участвует предприятие Defendest OÜ, занимающееся коммерческим лоббированием и принадлежащее Цахкне. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Брита Кикас на прошлой неделе заявила, что, поскольку Цахкна снизил связанные с Defendest риски путем назначения руководителем предприятия своей супруги, неприятный вопрос решен. Однако, по заключению экспертов, Defendest является самым маленьким и незначительным элементом этой схемы, да и главное контактное лицо Defendest – по-прежнему министр Цахкна.
Сам Цахкна считает, что "риски снижаются за счет того, что он не входит в руководство ни одной из компаний, в которых имеет долю". Но местные эксперты по борьбе с коррупцией не согласны с такой интерпретацией. Они убеждены, что этого недостаточно для смягчения конфликта интересов по существу, поскольку министр иностранных дел получает прямую выгоду от продажи полевых госпиталей.
А продажи этого товара идут хорошо: Эстония и ранее поставляла госпитали на Украину за государственный счет, а теперь вместе с Литвой проводят новую совместную закупку дополнительных полевых госпиталей на сумму 150 млн евро. В связи с этим возникает вопрос к государству – "с каким лицом оно намерено подписать договор о закупках, если его выиграет Semetron, а Цахкна к тому времени не продаст свою долю в дочерней компании Semetron – MM Hospital?". Также многие эксперты напоминают о чувствительности западных партнеров Эстонии к коррупционным рискам.
В настоящее время в МИД Эстонии пытаются отмахнуться от своей доли ответственности в неприятном вопросе: "ведомство специально не оценивало и не анализировало риски, связанные с прошлыми коммерческими связями Маргуса Цахкны", "нет оснований полагать, что эти риски в организации были сознательно снижены и что деятельность министра в этой области как-то регулярно контролируется", "утверждения о четком разделении ролей министра иностранных дел Цахкны и оборонного промышленника Цахкны основаны на показаниях, так сказать, самого главного подозреваемого".
В общем, риски обвинения членов правительства Эстонии в коррупции велики как никогда, да и в целом имидж демократии Каи Каллас явно теряет свой блеск, считают журналисты. А тем временем министр Цахкна продолжает отрицать серьезные риски, хоть и обдумывает возможность продать свою долю в оборонке. Правда, появилась информация о том, что "Цахкна принимает решения о продаже своих долей исключительно из коммерческих соображений". А именно такие соображения вызывают у многих сомнения в том, что Цахкна вообще когда-нибудь продаст злосчастную долю, тем более в фирме, которая в ближайшем будущем может выиграть совместный эстонско-литовский тендер на 150 млн евро.
В итоге появилось даже суждение, что Цахкне выгоднее уйти с поста главы МИД ради бизнеса.
На фоне ситуации с главой МИД Эстонии местные СМИ транслировали мысль о том, что "за время правительства Каи Каллас можно привести три примера, когда принципы недопущения конфликта интересов явно нарушались или извращались без политической ответственности". То есть многовато подобных случаев.
Но что можно ждать от правительства, если сама Кая Каллас является продолжателем славного рода Калласов, которые также были замешаны не раз в темных или сомнительных делах вокруг госбюджета.