Пятница, 25 августа, явно не принесла успокоение в семью премьер-министра Каи Каллас, поскольку эстонские СМИ тиражировали подноготную бизнеса ее супруга, игнорировавшего антироссийскую санкционную политику коллективного Запада. Таким образом, разразившийся накануне скандал, который, как утверждают в Эстонии, обещает иметь очень серьезные последствия для главы кабинета министров Эстонии, получил свое развитие.
Эстонские СМИ сообщили, что компания Stark Logistics, частично принадлежащая мужу премьер-министра Каи Каллас Арво Халлику, заработала на российских поставках своего делового партнера Metaprint 1,1 миллиона евро в 2022 году и почти 475 000 евро в 2023 году. В общей сложности, как пишет эстонский мейнстрим, компания Stark Logistic "получила от этих поставок за время развязанной РФ в Украине войны около 1,5 миллиона евро дохода".
Отмечается, что накануне руководство Stark Logistics "в скудных объяснениях, данных ERR и другим изданиям, повторяла, что речь шла о нескольких поставках прекращающему свою деятельность клиенту". Клиент – это производитель металлической упаковки Metaprint, "который не закрыл свою деятельность в России, а вместо этого доставил сырье на миллионы евро из Эстонии". Одним словом, две эстонские компании просто проигнорировали политику Каи Каллас и продолжили обогащаться при помощи геополитического противника коллективного Запада.
И самым неприятным для такой принципиальной и требовательной к народу и коллегам Каи Каллас является то, что ее муж оказался в центре этого нарушения санкционной политики.
Накануне вечером генеральный директор Stark Кристьян Крааг сообщил в письменном комментарии, направленном эстонским СМИ, что компания прекратит поставки в Россию в сентябре 2023 года. Однако эстонская газета Eesti Päevaleht утверждает, что "последний годовой отчет российского партнера Metaprint ООО "Аэропром" не создает впечатления, что у компании были планы по закрытию: вместо этого она хотела расширить деятельность".
В указанном отчете, опубликованном в феврале 2023 года, говорится: "В 2023 году приложим усилия, чтобы продолжить производство, увеличить его объемы и выручку от продаж. Это укрепит экономическое положение компании".
Сообщается, что в 2021 году завод "Аэропром" заплатил 20 миллионов рублей налогов в России, или около 200 тысяч евро по текущему курсу, а оборот "Аэропрома" в 2022 году даже несколько превысил оборот 2021 года. "Поэтому можно предположить, что примерно такая же сумма налогов была уплачена в российскую казну и в прошлом году", – отметили в Eesti Päevaleht.
По данным эстонской газеты, "владельцем "Аэропрома" является зарегистрированная в Эстонии компания Pottala, которая в свою очередь принадлежит Эмери Леппу – финансовому директору Metaprint". "Таким образом, российский бизнес оформлен на имя сотрудника Metaprint, а не юридически на тот же концерн или на генерального директора Metaprint и мажоритарного акционера Stark Logistics Мартти Лемендика", – подчеркнули в Eesti Päevaleht.
И добавили, что "в эстонской отчетности Pottala называет себя микропредприятием, активы которого составляют менее 30 000 евро и которое по сути не занимается бизнесом": "Тот факт, что компания владеет заводом в России с годовым оборотом около 20 миллионов евро, ни разу не упоминался".
Сложно представить, что супруг Каи Каллас Арво Халлик не догадывался о масштабах эстонского бизнеса в России, будучи одним из прямых участников логистической цепочки. Сложно представить, что Кая Каллас не догадывалась о том, чем занимается ее супруг.
При этом сложно представить также, что Кае Каллас придется держать слишком уж серьезный ответ перед своими коллегами по кабинету министров. Достаточно вспомнить, что, например, глава МИД Эстонии Маргус Цахкна спустя три месяца после назначения на пост министра иностранных дел в третьем правительстве Каи Каллас так и не урегулировал конфликт интересов, о котором было известно еще до формирования правительства.
Однако прямая связь Цахкны с ВПК не сказалась на его положении в кресле главы МИД. Цахкна сделал несколько формальных перестановок и продолжил оставаться министром, ничего не утратив в бизнесе.
Что же касается Каллас, то ее семья имеет внушительный опыт по обеспечению своего благополучия за счет государства, политики и взвешенной риторики.