Президент Эстонии Алар Карис: лучше бы Кая Каллас сразу ушла в отставку

Президент Карис заявил, что премьер-министр Кая Каллас должна была уйти в отставку еще в самом начале скандала в связи с бизнесом ее мужа в России. А теперь страдает репутация Эстонии.

В Эстонии продолжается скандал вокруг премьер-министра Каи Каллас в связи с бизнесом ее мужа в России в условиях антироссийских санкций. Местные СМИ транслировали достаточно резкие однозначные высказывания президента Эстонии Алара Кариса по итогу встречи с председателями парламентских партий, которая состоялась в понедельник, 4 сентября.

Алар Карис заявил, что предпочел бы отставку премьер-министра Каи Каллас в самом начале разразившегося скандала.

По сообщению эстонских СМИ, накануне осенней сессии Рийгикогу Алар Карис провел встречи с лидером Социал-демократической партии Лаури Ляэнеметсом, лидером партии "Отечество" (Isamaa) Урмасом Рейнсалу, главой Центристской партии Юри Ратасом, председателем партии Eesti 200 Лаури Хуссаром, лидером Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Мартином Хельме и лидером Партии реформ, собственно премьер-министром Каей Каллас.

Отмечается, что на встречах в президентском дворце в Кадриорге речь шла, помимо прочего, и о получившем большой резонанс в обществе деле об ориентированной на Россию бизнес-деятельности, из-за чего в центре внимания оказались действия члена семьи премьер-министра и данные премьер-министром объяснения.

В связи с этим Алар Карис сказал: "Я предпочел бы, чтобы глава правительства ушла в отставку в самом начале этой цепочки событий, приведших к серьезному кризису. Это сберегло бы ее саму, ее близких, работоспособность правительства и доверие к тем сообщениям, что посылает Эстония. Но каждый в такой ситуации делает свой выбор, сам оценивая серьезность моральной проблемы".

Эстонский мейнстрим подчеркнул, что президент Карис уже не в первый раз заявил о предпочтении отставки Каи Каллас.

"Понятно, что это достойный сожаления случай. Я не хочу ставить себя на место премьер-министра, но если бы я был главой правительства, то, скорее всего, отреагировал быстрее и принял четкое решение", – сказал Карис.

И добавив, что проблема этим решена бы не была, "но и не обострилась бы до того уровня, когда президенту приходится говорить об этом вопросе на встречах с зарубежными коллегами": "Моя рекомендация премьер-министру – она сама примет решение – но я бы рекомендовал, правда, приехать в Кадриорг для начала. С заявлением или без него, но поговорить об этом вопросе".

А тем временем в понедельник Кая Каллас, наконец, появилась на внеочередном заседании спецкомиссии Рийгикогу по борьбе с коррупцией, где от нее ждали объяснений относительно бизнеса мужа, связанного с Россией, на фоне того, как правительство всячески требует от местных компаний разорвать связи с РФ. Помимо прочего, Каю Каллас спросили, когда именно она выдала кредит компании своего мужа Арво Халлика Novaria Consult, и Каллас не смогла ответить на этот вопрос во время заседания. Также член комиссии Прийт Сибул (Isamaa) поинтересовался, могут ли члены комитета ознакомиться с кредитным договором.

Кая Каллас отреагировала на это пожелание посылом в соцсетях: "Охота на ведьм, которую организовала оппозиция из-за действий делового партнера моего мужа, превысила предел терпимости. Сегодня в специальной комиссии Рийгикогу оппозиционеры удивили меня вопросом, в какой именно день я подписала с мужем кредитные договоры. Я вообще не понимаю, какое это имеет отношение к теме, но, чтобы показать, что мне действительно нечего скрывать, я просто отправила членам комиссии кредитный договор, составленный для фирмы моего мужа, и два приложения к договору".

Далее Кая Каллас постаралась переключить внимание общественности на политический аспект – обвинила оппозиционные партии в том, что они "подобно старой граммофонной пластинке будут повторять, что ответы [Каллас] не удовлетворяют их", "никакая правда не ищется, никаких объяснений не слушают, никаким документам не доверяют", "оппозиция уже давно вынесла свое судебное решение в отношении [Каллас], а факты и доказательства только мешают им в их деятельности".

А сама Каллас, по ее же утверждениям, такая "честная и прозрачная в отношении своих доходов".

Но ведь суть проблемы заключается вовсе не в доходах Каи Каллас, а в том факте, что, по назидательным требованиям эстонских властей и самой Каи Каллас, многие эстонские фирмы вынуждены были разорвать деловые связи с Россией и столкнуться в итоге с немалыми убытками, а кто-то и с банкротством.

А тем временем муж эстонского премьер-министра тихой сапой продолжал свой бизнес с Россией, нисколько не смущаясь проводимой в стране политикой. И Каю Каллас данная история также не смущала.