В четверг, 31 августа, эстонские СМИ опубликовали интервью с председателем правления Таллинского аэропорта Рийво Тувике, который рискнул критически оценить последствия антироссийской политики властей Эстонии.
Для смягчения скрытой претензии местной политике эстонские СМИ, со слов Рийво Тувике, обозначили проблему как "взаимное закрытие воздушного пространства ЕС и России невыгодно изменило положение Эстонии с точки зрения торговых потоков между Азией и западными странами". Естественно, буквально никто не решился подчеркивать тот факт, что именно власти Эстонии, действующие в тренде коллективного Запада, спровоцировали текущее положение страны.
"Рискну сказать, что интерес явно снизился. Конечно, я согласен, что для русских воздушное пространство закрыто. Но раньше мы находились в идеальном стратегическом положении с точки зрения торговых потоков между Азией, Европой и Северной Америкой", – рассказал Тувике эстонским журналистам.
И пояснил: "Пару лет назад в Азию и Северную Америку отправлялось по два самолета в день. Они делали техническую остановку в Таллине. Теперь этот бизнес ушел. В этом смысле изменение тотальное: раньше мы находились в идеальном месте, теперь – в очень плохом".
По словам Тувике, в настоящее время Таллинский аэропорт даже "особо не вкладывается" в развитие грузопотоков, которые занимали важное место в стратегии предприятия, "потому что воздушное пространство просто закрыто". При этом технически "китайские грузовые самолеты могут летать через Россию и приземляться в Таллине", однако с точки зрения логистики в этом нет смысла.
"Ведь грузопотоки – это единая цепочка поставок, самолет – лишь одно из звеньев в цепочке из Азии в Европу. Нужны также все логистические центры, например, автомобильный транспорт, возможно, морской. Это действительно единая цепочка, которую нужно запустить, а это требует больших инвестиций", – пояснил Тувике. И благоразумно опустил тот факт, что даже если есть потенциальные инвестиции, в текущих условиях, когда власти Эстонии трепетно следят за тем, чтобы ни один санкционный или околосанкционный груз не прошел в Россию и не вышел из нее, ничего разумного организовать не получится.
Вместо этого Тувике порассуждал о том, что "в нынешних условиях разумнее везти китайские товары в Центральную Европу, поскольку логистика до конечного потребителя оттуда намного удобнее, а дополнительное расстояние, которое приходится преодолевать самолету, на самом деле незначительное".
Тувике вскользь коснулся и малого размера местного тупикового рынка: "Ведь эти китайские товары везут не для эстонцев. Просто географически проще привезти товар в Польшу, где уже есть 200 млн человек в ближнем радиусе".
Также Тувике упомянул, что "доставка товара в Таллин означает дополнительные автомобильные или морские перевозки, поэтому цепочка поставок становится длиннее". И вспомнил о прошлых планах: "Мы рассматривали возможность превращения Эстонии в торговый центр для Финляндии и Швеции".
Но и с этими планами пришлось распрощаться, поскольку "крупнейшие потребители азиатских и китайских товаров скорее находятся в Восточной Европе, а не в богатых скандинавских странах". Однако кто знает, как было бы, если бы эстонские власти на первое место ставили благополучие и процветание своей страны и народа, а не геополитические амбиции коллективного Запада.
Высока вероятность, что эстонский рынок и сам по себе был бы намного больше, нежели сегодня, а логистические возможности Эстонии выстаивались бы из выгодного соседства с РФ и Скандинавией и складывались бы из беспрепятственного использования и воздушного, и морского, и сухопутного пространства, на стыке которого расположена балтийская республика.