Правительство Эстонии по-прежнему не знает, как быть с АЭС

Под совместным заявлением группы поддерживающих развитие атомной энергетики европейских стран нет подписи Эстонии, хотя она в этой группе состоит и думает о собственной станции.

Отношение правительства Эстонии к атомной энергетике остается неясным.

С одной стороны, Таллин состоит в сформированном Францией "Атомном альянсе", то есть как бы поддерживает развитие этого направления энергетики, и вроде бы ничего не имеет против идеи построить собственную малую электростанцию.

Но в то же время Эстония входит и в группу стран-противников АЭС "дружественные возобновляемым источникам". И не подписала совместное послание "про-атомных" стран Брюсселю с призывом создать в Евросоюзе общепромышленный альянс, который возьмется за продвижение малых модульных атомных станций.

На состоявшемся недавно в Братиславе Европейском форуме по атомной энергии комиссар Евросоюза по делам энергетики Кадри Симсон официально объявила о создании решением Брюсселя "Промышленного альянса малых модульных реакторов" (ММР), который "сосредоточится на ускорении внедрения этих технологий и обеспечении сильной цепочки поставок, включая квалифицированную рабочую силу".

"Успешное развертывание ММР к следующему десятилетию станет важной и своевременной вехой на нашем пути к климатической нейтральности к 2050 году. Я уверена, что ЕС может играть лидирующую роль в достижении технологической зрелости ММР. Для меня это означает, что первые ММР должны быть подключены к европейской электросети не позднее, чем через десять лет", – заявила в Братиславе Симсон.

На чем основана ее уверенность, неясно, если учесть, что европейцы порядком отстали на направлении модульных станций от американцев, японцев и корейцев, но из слов представителя Брюсселя следует, что там изменилось отношение к атомной энергетике.

Таким образом, в противостоянии сторонников и противников атомной энергетики наметилось преимущество первых. Их ряды возглавляет Франция, сформировавшая в уходящем году "Атомный альянс" из государств, выступающих за придание АЭС статуса достаточно зеленых источников энергии с соответствующим льготными кредитованием и налогообложениям, а также с радужными перспективами субсидирования из фондов Евросоюза.

"Атомный альянс" накануне форума в Братиславе направил в Брюссель коллективное письмо, выражая всяческую поддержку развития собственной европейской индустрии малых модульных станций. Тем временем противная сторона, сгруппировавшаяся вокруг Австрии в объединение "дружественные возобновляемым источникам", как уже рассказывал Baltnews, выступает категорически против атомной энергетики как таковой, включая, естественно, и ММР. Точнее говоря, ряд состоящих в этой группе авторитетных европейских столиц активно противодействует приданию АЭС статуса зеленых источников энергии.

Перетягивание каната продолжается не первый год с переменным успехом, но теперь чаша весов, то есть мнение Брюсселя, склоняется в пользу атомной энергетики, о чем и свидетельствует решение заняться модульными станциями на общеевропейском уровне.

Очередная попытка Таллина усидеть на двух стульях

Именно такую и планирует построить в Эстонии частная компания Fermi Energia, вроде бы вполне успешно продвигающая проект строительства АЭС. Компания числится корпоративным членом европейской торговой ассоциации "Атомный альянс" и, насколько можно понять, пользуется в республике некоторой поддержкой официального Таллина.

Представители правительства давали понять, что они, в принципе, не против, идет активный поиск места будущего строительства и даже определено предварительно место под хранилище радиоактивных отходов работы будущей станции. Но на уровне Евросоюза эта поддержка почему-то не очень ощущается.

Эстония, усилиями своего правительства, имеющего размытые, как следует из недавнего заявления государственного контроля страны, представления как о будущем атомной энергетики, так и о национальной энергетики в целом, умудрилась состоять и в европейском лагере горячих сторонников АЭС, и в группе их ярых противников.

Правда, уверенно сказать, что Таллин там официально числится сложно, поскольку обе группы имеют неформальный характер и судить об их составе можно лишь по подписям под соответствующего содержания посланиями Брюсселю и участию в совместных встречах. Летом уходящего года представитель Эстонии (не считая присутствовавшую комиссара по делам энергетики, эстонку Кадри Симсон) участвовал во встрече стран "Атомного альянса".

Как выразился по поводу перспективы строительства АЭС президент Эстонии Алар Каррис, "его позиция относительно внедрения атомной энергетики еще формируется", что, очевидно, можно сказать и о позиции правительства страны.

Не очень понятно, что именно или кто влияет на это самое формирование, но процесс получается довольно долгим и туманным. Возможно, Таллин взвешивает преимущества окончательного присоединения к сторонникам "мирного атома", сравнивая их с выгодами поддержки лагеря его противников. Или вполне обоснованно сомневается в своей способности справиться с бременем проблем, возникающих со вступлением в клуб атомных стран, и надеется, что сможет обойтись исключительно ветрогенераторами.

Тем временем, как говорится в докладе уже упомянутого госконтроля Эстонии, уже через четыре года страна может столкнуться с проблемой ненадежности энергоснабжения. Энергетике республике не хватает генерирующих мощностей и внешних соединений, да и по части использования возобновляемых источников все далеко от идеала.

Вопреки очевидной насущности проблемы, Таллин так и не представил пока конкретных и реальных планов выхода из тупика. Даже если Эстония отстроит достаточное для покрытия своих потребностей количество ветрогенераторов, без так называемых "управляемых производственных мощностей", то есть тех, что не зависят от погодных условий, все равно не обойтись – они необходимы для обеспечения частоты электросети, как отмечали авторы доклада госконтроля.

"К сожалению, ... Госконтролю приходится констатировать, что Эстонское государство на данный момент точно не знает, как обеспечить безопасность поставок (электроэнергии)", – говорится в докладе.

С национальной сланцевой энергетикой страны фактически покончено, строить газовые станции правительство не хочет. И какой же еще выбор, кроме как атомная станция, остается у республики?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.