На АЭС столкнулись пропаганда русофобии и нацинтересы Эстонии

Ядерный взрыв

Мнения в Эстонии относительно АЭС разделились: одни видят риски в строительстве АЭС из-за близости РФ, другие призывают не паниковать, а опираться на факты.

В среду, 5 июля, в эстонских СМИ было обнародовано мнение Антти Тооминга, исполняющего обязанности председателя рабочей группы по атомной энергетике, вице-канцлера Министерства климата относительно перспективы возведения в Эстонии своей атомной электростанции.

Антти Тооминг через прессу решил ответить на статью сооснователя Центра кризисных исследований Анне-Май Нагель "Атомная электростанция в Эстонии – мишень для России", в которой шла речь о важности планирования атомных электростанций с учетом соседства с Россией и связанных с этим специфических рисков.

В частности, Анне-Май Нагель (как по заказу западной пропаганды) написала: "Представленный рабочей группой по ядерной энергетике пространственный анализ показывает, что большинство подходящих для АЭС мест находятся, мягко говоря, на участках фронта и оставляют желать лучшего. Немыслимо планировать важнейшие экологически чувствительные крупномасштабные проекты энергетической инфраструктуры с менталитетом, относящимся к периоду до 24 февраля 2022 года".

"Будучи соседями с Россией, при планировании АЭС мы должны учитывать некоторые специфические риски, которые не учитываются большинством стран мира, эксплуатирующих атомные электростанции. А именно, с точки зрения России, нападение на ядерные объекты является приемлемой и нормальной частью военных действий", – безапелляционно заявила Нагель, фактически в очередной раз вешая на РФ обвинение в том, чему в реальности не существует доказательств.

В свою очередь Антти Тооминг написал, что считает "важным отметить, что дебаты о строительстве атомной электростанции должны быть сбалансированными и основанными на фактах"; "в вопросе строительства атомных электростанций и развития системы защиты населения нужен реалистичный и целостный подход".

Вице-канцлер Министерства климата Эстонии напомнил, что государство еще "не приняло решение о внедрении ядерной энергии, поэтому пока невозможно говорить о выборе конкретного места и аспектах безопасности". И уточнил, что "как только рабочая группа по ядерной энергетике к концу 2023 года представит свой окончательный отчет правительству, а Рийгикогу в 2024 году сочтет ядерную энергию перспективным вариантом для Эстонии, начнется процесс выбора места для атомной электростанции, в котором важную роль будут играть национальная безопасность и готовность к чрезвычайным ситуациям".

Что же касается пространственного анализа, о котором упоминала Нагель, он был призван "ответить на вопрос, есть ли в Эстонии вообще территории, на которых теоретически возможно строительство атомной электростанции и пункта захоронения отработанного топлива". Антти Тооминг подчеркнул, что готовили данный анализ представители Министерства внутренних дел и Министерства обороны, также внешние эксперты и основные заинтересованные стороны.

Более того, была учтена и "возможность военной агрессии" – "как один из критериев анализа территории". В итоге были установлены первоначально 16 регионов, подходящих под АЭС. Один из них был исключен именно по соображениям безопасности. Оставшиеся 15 регионов были проанализированы с целью оценки социально-экономического воздействия.

По утверждению Антти Тооминга, "рабочая группа по ядерной энергетике руководствуется в своих действиях рекомендацией Агентства по атомной энергии ООН о том, что странам с историей развития ядерной энергетики не следует рассматривать или внедрять непроверенные технологии"; "в анализе внедрения ядерной энергетики рабочая группа в первую очередь исходит именно из соображений безопасности".

"В статье в качестве примера приводится Финляндия, имеющая несколько ядерных реакторов и эффективную систему защиты населения. Финляндия действительно является хорошим примером страны, обеспечивающей ядерную безопасность, но важно понимать, что каждая страна нуждается в системе безопасности, адаптированной и разработанной с учетом ее потребностей. Пример убежищ в Финляндии в данном контексте неуместен, поскольку эти убежища были построены во время холодной войны с учетом угрозы ядерной войны, а не непосредственно для борьбы с потенциальными авариями на АЭС. В случае с атомными электростанциями, особенно с небольшими реакторами, строительство специально приспособленных убежищ нецелесообразно и, как правило, не практикуется в странах с атомной энергетикой", – написал Тооминг.

И добавил, что готовность к чрезвычайным ситуациям и ядерная безопасность представляют собой одну из важнейших составляющих анализа рабочей группы по ядерной энергетике. Именно поэтому "в начале 2022 года Центру оборонных исследований был заказан анализ для определения готовности Эстонии, ее возможностей и развития потенциала в этих областях, а в начале 2023 года под руководством Министерства внутренних дел была создана подгруппа, результаты работы которой были представлены общественности на пресс-конференции 19 июня".

Тооминг подчеркнул, что, по выводам подгруппы, "строительство АЭС в Эстонии с точки зрения безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям возможно, но должно во многом опираться на снижение рисков и нашу готовность как государства справиться с возможными последствиями чрезвычайной ситуации".

Тооминг, не оспаривая важности обеспечения безопасности и защиты населения, призвал не позволять страху и предположениям влиять на судьбоносные решения: "При строительстве атомных электростанций необходимо учитывать научные факты, рекомендации экспертов и международные стандарты. Вопросы безопасности должны решаться с помощью соответствующих мер, включая сотрудничество с другими странами и международными организациями".

По мнению Тооминга, "к вопросу строительства атомных электростанций и разработки системы защиты населения следует подходить реалистично и комплексно", то есть с "оценкой рисков возможностей найти баланс между энергетической безопасностью, экологической устойчивостью и безопасностью".

"Критическое значение должна иметь дискуссия, основанная на фактах и науке, а не распространение вызванных страхом утверждений", – заключил Тооминг.

И подчеркнул, что АЭС может стать важной частью будущего эстонской энергетической экономики, что требует в сегодняшних решениях "руководствоваться надежными источниками и всесторонними экспертными мнениями".

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме