В Литве передовой международный батальон НАТО подпадает под расширение до уровня полнокровной мотопехотной бригады "в случае необходимости", как договорились участники саммита в Мадриде в конце июня 2022 года.
Усиление предусмотрено за счет Германии. Берлин должен, но не торопится выполнять обязательства. Во-первых, по мнению командования бундесвера, "нет необходимости". Во-вторых, из Вильнюса заявляют – инфраструктура для бригады может быть подготовлена не ранее 2025 года, а скорее всего в 2026 или 2027.
Drang nach Osten
Концепцию экспансии "Натиск на восток" придумал то ли Карл Великий, то ли император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса. В нашем случае неважно, кто именно. Последний "натиск" Германия победно начала 22 июня 1941 года, а завершила фантастическим по масштабам позором в мае 1945-го. Повторять унизительный опыт немцы не желают, поэтому стараются лишний раз в сторону востока оружием не бряцать. По этой причине переселяться в Литву не торопятся.
Разочарованные вильнюсские руководители приуныли, хотя сразу по завершении мадридского саммита бравурные заявления "русские испугаются появления немцев у своих границ" реками лились. Даже командующий армией генерал-лейтенант Вальдемарас Рупшис позволял себе фантазировать на тему "прежде невиданного увеличения оборонных возможностей государства". Время шло, они остаются прежними, Берлин молчит.
Предыстория стоит того, чтобы порыться в архивной пыли. 22 августа литовское агентство BNS сообщило: "Первых военнослужащих для создаваемой в Литве германской бригады Берлин пришлет в начале сентября, рассказал министр обороны Арвидас Анушаускас".
Восьмого сентября группу из 50 штабных офицеров планировалось встретить и разместить в гарнизоне Рукла. Но что-то пошло не так. В Литву в одиночестве прилетела министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт. Нет информации, что произошло во время ее встречи с Анушаускасом, однако вскоре высокий пост покинул заместитель министра Вилюс Семешка. Официальная версия – по причине "других планов на деятельность". Однако журналисты выяснили: отставка связана как раз с дискуссиями о передислокации бригады. Семешка был недоволен итогами работы немецко-литовской группы переговорщиков.
Между прочим, по итогам их усилий президент Гитанас Науседа и канцлер Олаф Шольц подписали коммюнике, но вне рамок документа по каким-то причинам осталось, пожалуй, главное. Вильнюс хотел, чтобы немцы передислоцировалась в полном составе. Берлин настоял на своем варианте: часть военных – в Литве, а часть – в Германии в готовности сменить уютные казармы на необжитые полигоны. Такие условия можно рассматривать, как поражение литовской военной дипломатии.
Семешке хотелось изменить договоренности в пользу Вильнюса. На закрытом совещании в Сейме он предложил подумать над более точным документом, что наверняка не понравилось бы немецким партнерам и могло толкнуть их к разрыву всех договоренностей. Инициативы наказуемы. Неосторожного господина Вилюса наказали, уволив из Минобороны. Но немцы в Литве от этого не появились. Запланированный в Вильнюсе "Натиск на восток" не состоялся.
Прокол руководства
Внутренний скандал выплеснулся на международную аудиторию. В контексте оборонных возможностей Литва мало того, что осталась у разбитого корыта, так еще и опозорилась в глазах партнеров по НАТО. Ей ничего не остается, только как лебезить и клянчить. Спикер Сейма Виктория Чмилите очень болезненно отреагировала на ситуацию и предложила впредь "за закрытыми дверями проводить дискуссии и не комментировать их ход для СМИ", пишет агентство ELTA.
"Задача руководства – добиться появления мотопехотной бригады, а не обнародование разногласий и склок, который больно бьют по имиджу государства", – справедливо подчеркнула Чмилите, настаивая на исключительной однозначности заявлений посвященных и предлагая непосвященным помалкивать в вопросах, их мало касающихся.
В целом в "верхах" удалось договориться о единых подходах к координации политической и военной частей переговоров с Берлином с таким расчетом, чтобы принятые в Мадриде решения оказались реализованы "хотя бы к саммиту НАТО в Вильнюсе". Он запланирован на осень 2023 года.
На взгляд автора статьи, ситуация развивалась очень по-литовски. Вильнюс признает, что идеальными сроками прибытия для немецкой мотопехоты стали бы 2026–2027 годы, но с июля 2022-го настаивал на немедленной передислокации. При этом на внутренних этажах шли бюрократические разборки, в которых каждый участник хотел выглядеть предпочтительнее. Нетрудно представить масштабы беспорядка, если жертвой интриг стал чиновник в ранге заместителя министра обороны, обладавший секретами НАТО стратегического уровня.
Абсолютная беспомощность альянса
Беспомощность руководства НАТО удивляет. Не зацикливаясь на мелочах, пройдемся по-крупному. Генсек играет в головоломку "Противоречь сам себе". Полярными заявления он запутал слушателей до такой степени, что непонятно, куда идет и чего хочет достичь альянс?
Широко разрекламированный ленд-лиз для Украины, де-факто члена военного союза, не работает, хотя его обещали запустить с 1 октября. Партнеры падают в обмороки от запросов Киева. Он требует 300 танков, 600-700 БМП, 500 гаубиц, чтобы "выйти на рубежи 23 февраля", но получает в десятки раз меньше. Оружия у трансатлантического блока в изобилии нет. Как и чем он при каждом удобном случае гарантировал безопасность своих малых и средних партнеров?
С другой стороны, в штаб-квартире НАТО опасаются выполнить заказ Киева в полном объеме из-за боязни потерять Европу. Когда говорят о необходимости максимально возможной поддержки ВСУ, европейские налогоплательщики судорожно считают деньги и отказываются ими делиться.
Впечатление такое, будто не одну Литву раздирают противоречивые взгляды. Это хорошо. Пока разновысотные вожди лаются, немецкие солдаты, как в нашем случае, сидят дома, а не бродят у российской границы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.