В годы, когда Литва находилась под меньшим контролем со стороны заокеанских заклятых друзей, автору этого материала довелось на полях ассамблеи ПАСЕ беседовать с членом Сейма Эммануэлюсом Зингерисом.
Литовский еврей со слезами в голосе рассказывал – его маму из Каунасского гетто спасли солдаты Красной армии, вечная им слава!
Анастасию тронуло до самых нежных струн души. Представьте себе, какой шок она испытала после недавнего выступления Зингериса в Конгрессе США, цитируем:
"Если бы вы знали, господа конгрессмены, как в Каунасском гетто под угрозой неминуемой смерти моя мама ждала американских солдат-освободителей!"
С того момента Зингерис для автора статьи – виртуоз манипуляций и последняя сволочь.
Янки по головке не погладят
Если совершить турне по закоулкам парламента Литвы, хамелеонов, подобных Зингерису, встретить несложно. Правда, далеко не каждому везет в лизании заокеанских хозяев ниже спины. Например, министру культуры Симону Кайрису не подфартило. Он основательно подставил Госдеп США, за что в краткосрочной перспективе по головке его не поглядят.
Перейдем к сути. Кайрис предлагает поместить русскую культуру в литовское гетто, поскольку во время украинского кризиса надо отдохнуть от русских творений. "Тем более, потребность уменьшается, поскольку все меньше молодежи владеет русским", – цитируем местечкового Геббельса.
"Это хорошие перемены в силу естественных причин. Мы уже должны выйти из той фазы, когда думаем, что делать с русской культурой, с ее знаменитыми представителями? Вопрос не имеет значения. Чем больше мы уделяем ему внимания, тем больше, сами того не желая, кормим российскую пропаганду", – артикулировал министр.
Гитлеровского прихвостня Геббельса с его "Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет" мы вспомнили не случайно. Будь воля Кайриса, из пулемета бы расстрелял всех русских, оставивших след в мировой классике. Но пулемета нет, пока додумался только до запрета балета "Щелкунчик" гениального Петра Ильича Чайковского. Вытирал руки от крови оловянного солдатика – давно нужно было сделать.
В репертуарах литовских театров последний сезон доживают "Дядя Ваня" Антона Павловича Чехова в Малом театре, балет Сергея Сергеевича Прокофьева "Ромео и Джульетта" в Национальном театре оперы и балета, кое-какие пьесы в постановке Оскараса Коршуноваса на разных площадках.
Думаете, такая убогая культурная политика от природной ограниченности главы министерства? Ошибаетесь – от желания оказаться полезным окопавшийся в Киеве компрадорской буржуазии.
"Сначала мы должны услышать, что недавно сказал министр культуры Украины Александр Ткаченко. Он выразил надежду на то, что – по крайней мере, на время войны – мы должны воздержаться и от показа классических произведений в Европе. Это достаточно честная позиция", – попугайничает Кайрис.
"Это пожелание в первую очередь направлено не на Литву. В Европе есть страны, где в репертуары возвращаются определенные произведения. Это ошибочно, идет война, тут наша роль должна быть активной", – добавляет он.
Вдребезги разбитая игрушка
На этих словах Кайрис оступился. Оказывается, существует полярный взгляд, звучит так:
"Вашу литературу преподают в наших школах. Ваши произведения исполняются в наших самых престижных культурных заведениях. На протяжении всей истории наши страны роднила общность культур и наших достижений".
Конечно, сказано не в Вильнюсе, не в странах Балтии и вообще не в Европе. Но и не в дружественном России Китае, не в Венесуэле. Сказано в Америке в послании к россиянам, пусть и с явными пропагандистскими целями. Но слов из песни Госдепартамента США не выкинешь – в письме подчеркивается важность русской культуры, прилагается видео, на которых демонстрируются кадры культурных мероприятий.
Кайрис своими проукраинскими демаршами испортил большую пропагандистскую игру Госдепа, фактически выступив пособником "кремлевских пропагандистов, путинистов, ватников и колорадов". Кстати, запрещая, глава Минкульта не предлагает альтернатив, потому что в высоком искусстве Литва – абсолютный ноль.
Но свои взгляды псевдоаргументировано отстаивает – мы не говорим о том, что надо стирать ноты, рвать, жечь книги:
"Казалось, чем "Щелкунчик" связан с пропагандой? Связан больше, чем мы думаем. В 2021 году президент РФ Владимир Путин подписал указ о гуманитарной политике в зарубежных странах. В этой концепции названы все имена, которые имеют большое значение для истории культуры, там ясно названы все имена – тот же Чайковский и так далее. Эти творцы – база, опора, на которых стоит "Русский мир".
Мир России Литве неприемлем
Автор текста помнит те недавние и прекрасные времена, когда в национальную филармонию или на сцену дворца конгрессов невозможно было попасть. У входов толпилась интеллектуальная элита в поисках билетика хотя бы на галерку. У парадных останавливались лимузины с дипломатическими номерами, вышколенные водители в костюмах английских лордов распахивали задние двери, и вечерний респектабельный Вильнюс принимал в свои объятия элегантных дам.
В антракте была возможность запросто поболтать с супругой посла США, со спикером Сейма Викторасом Пранцкетисом, перекинуться фразой с влиятельными бизнесменами. Эти солидные и занятые люди восторгались российскими исполнителями, приглашали их в гости снова и снова.
Аналогичные восторги присутствовали в театре во время гастролей, например, труппы имени Ф. Волкова из Ярославля. Стены концертных арен сотрясали лучшие российские шоу-звезды.
Увы, все закончилось. Руководители Литвы на культуру смотрят, как на оружие. "Не оружие, которое стреляет, но оружие в культурном контексте", – уточняет министр Кайрис для особо тупых.
Для министра у нас заготовлена аллегорическая характеристика. Перу вильнюсского философа Валерия Иванова принадлежит замечательная мысль: рассудок и ум имеют пределы, обусловленные логическим мышлением и законами природы. Безумие и глупость беспредельны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.