Официальный Вильнюс, много болтающий о возрождении "у агрессоров имперских амбиций", о территориальной целостности Украины, когда речь заходит о ее бывшей автономной республике Крым, Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях, не возмутился из-за притязаний Румынии на территории Украины.
Напомним, румынская сенатор Диана Шошоакэ 21 марта зарегистрировала в верхней палате парламента законопроект, нацеленный на разрыв Договора о дружбе с Украиной и возвращение в состав Румынии Северной Буковины, края Герцы, Буджака (Кагул, Болград, Измаил в Одесской области), исторического Марамурешта и острова Змеиный.
Говорят, Шошоакэ – маргинальная пророссийская политиканша. Но в первую очередь она официальное государственное лицо. Ничто не мешает членам парламентов Венгрии, Польши, Словакии последовать примеру румынки, ведь у Будапешта и Братиславы есть территориальные интересы в украинском Закарпатье, а у Варшавы – по всей границе с Украиной на глубину до 350 километров.
Посол Польши в Париже Ян Росцишевский в интервью французскому телеканалу LCI сказал, цитируем по публикации в РИА Новости: "Если Украина не удастся защитить свою независимость, у нас не останется выбора, мы должны будем вступить в конфликт".
В польском МИД заявление опровергли в том смысле, что "слова вырваны из контекста". "Разборки" с болтливым дипломатом – внутренне дело внешнеполитического ведомства. Однако не только автору этой статьи думается, что пан Росцишевский всего лишь озвучил мысли, которые вертятся на языке любого поляка, начиная с "серого кардинала" Ярослава Качиньского и заканчивая поваром трактира Markiz у погранперехода Hrebenne (PR) – Рава-Руська (UA). Мелкопоместная шляхта мечтает возвратить законно ей принадлежавшее.
После интервью Росцишевский официальный Вильнюс вновь сделал вид, будто ничего необычного не случилось.
Антироссийски заточенный наглец
На заявление президента России Владимира Путина о размещении в союзнической Белоруссии тактического ЯО реакция Вильнюса последовала мгновенно.
Министр обороны Арвидас Анушаускас сказал, что Россия пытается запугать страны, поддерживающие Украину: "Защита страны НАТО от угрозы ядерного оружия гарантируется независимо от того, развернуто ли это оружие к западу, востоку или северу от наших границ ".
Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис призвал Евросоюз ввести новые санкции в адрес Москвы. Кажется, шеф литовского МИД стал фантазером. Допустим, санкции примут. Но как они воспрепятствуют передислокации ОМП, что изменят в военной архитектуре Союзного государства РБ и РФ?
Словами президента Гитанаса Науседа завершим пересказ реакций. Главнокомандующий литовской армией предложил партнерам по НАТО немедленно остановить способность России вызвать ядерную катастрофу, но не уточнил, каким именно образом следует "остановить способность".
Неожиданный шаг политического и военного руководства РФ Науседа назвал "полным игнорированием международных договоренностей и продолжением российского ядерного шантажа".
Если все прозвучавшее свести к одной фразе, она звучала бы так: с Россией пока кончать. В целом Литва первой в Европе продемонстрировала в очередной раз агрессивную антимосковскую заточенность.
Эта болезнь сродни лихорадке: человека трясет, он бредит, не способен адекватно воспринимать реальное положение дел. Россия на деле всего лишь обозначила готовность следовать американскому примеру в военно-ядерной сфере. США хранят у европейских партнеров (на складах в ФРГ) сотни боеголовок. Москва тоже собирается хранить тактическое ЯО на территории союзника.
Никаких возмущений и обвинений в адрес Кремля о якобы разрушении стратегической стабильности и подталкиванию всего мира к губительной для цивилизации войне быть не может. Тем более, со стороны Литвы, десть лет, с 2012 года, мечтающей о появлении "оружия возмездия" на своей земле.
Разбитые надежды
Надежды Вильнюса на получения американских атомных боеприпасов окончательно растаяли в 2012 году. Возможности собственных вооруженных сил Литвы ничтожны. У них нет танков, авиации и БПЛА, боевых кораблей, надежной ПВО, в достаточных количествах самоходной артиллерии больших калибров (например, 155-мм), современных ракет наземного базирования, солдат только 10 тысяч.
Возможности можно нарастить, но это требует фантастических расходов. "Все требует денег. Жалеть их нельзя, поскольку Россия остается главной угрозой Литве", – говорит русофоб Лауринас Касчюнас. Его радует рост военных расходов до 2,51% от ВВП. Но медленное повышение финансирования общей ситуации не изменит. Литва как является неавторитетным в военном отношении государством, так им и останется, если США не решатся создавать на ее территории ударный кулак.
На данном этапе Вильнюсу остается тявкать на восток в надежде, что хозяева бросят кость. Он старается, повторяя: Россия – экзистенциальный враг.
Касчюнас подсчитал: "У Литвы осталось четыре года для достижения самых высоких оборонных кондиций". Вильнюс молча принимает эту данность и заранее готовит почву для двустороннего договора с Варшавой о самом тесном военном сотрудничестве.
Шляхта тоже плачет
Председатели Сеймов Польши, Латвии и Литвы Эльжбета Витек, Эдвардс Смилтенс, Виктория Чмилите и спикер Рийгикогу Эстонии Юри Ратас 16 января в Варшаве договорились по сложным региональным вопросам принимать решения после консультаций.
Главы МИД латыш Эдгар Ринкевич, эстонец Урмас Рейнсалу, литовец Габриэлюс Ландсбергис и поляк Збигнев Рау 31 января согласились более тесно сотрудничать в целях укрепления "коллективного сдерживания и устойчивости".
Локомотивом договоренностей выступает Польша, Литва идет вагоном первого класса. Будь ее воля, с удовольствием отцепила бы Ригу с Таллином, но пока нельзя, а в перспективе так и произойдет. В балтийском регионе должна остаться одна ось принятия решений и один военный союз "Варшава-Вильнюс".
Литовцы для поляков – слабый партнер. Маломощность торопятся компенсировать услугами. Например, адвокатируют интересы Польши в Брюсселе, где стороны ссорятся из-за средств европейского фонда восстановления экономики. Поддерживают соседей в их покровительстве Киеву и поставках оружие ВСУ, но сдерживают от конфликта с Берлином на почве требований о репарациях.
В обмен на множество мелких услуг Литва надеется получить одну, но большую – военную защиту, чтобы в случае кризиса польские солдаты пришли умирать за интересы Вильнюса. Он затеял очень рискованную партию на региональной шахматной доске. Цель игры – втравить Варшаву в военный конфликт с Россией, играя на старых польских национальных обидах и новых планах о возвращении бывших территорий на Украине.
Конечно, Литва является крупным поклонником киевского олигархата. Но только до тех пор, пока не появится возможность заключить более выгодную сделку, заигрывая с поляками. Литовцы понимают – своя рубашка ближе к телу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.