Латышско-литовская чиновничья глупость в полной мере проявилась 1 – 5 ноября. Эти дни для католиков – дни поминовения усопших, в которые принято навещать родные могилки. Поскольку в нынешнем приграничье семейные кладбища находятся и на сопредельных территориях, нет ничего удивительного, что пассажиропотоки выросли в два-три раза, а пробки у погранпереходов растянулись на километры в обе стороны границы.
Если очередь состоит из 140 легковых автомобилей, а скорость пересечения границы равна 5 машин/час, стоять перед шлагбаумом приходится от 25 до 30 часов в лучшем случае. В худшем – до 40 часов и дольше. Такова печальная живая картина маслом. Она же – памятник глупости и безразличия руководителей, советников и консультантов МВД Латвии, Литвы и брюссельского еврокомиссариата внутренних дел.
Получилось как всегда
Переходим к заявленной теме. Количество нелегальных перевозок грузов в Литву увеличилось на 20% после того, как 18 августа в Вильнюсе приняли решение закрыть самые уязвимые с точки зрения контроля над перемещаемыми товарами пункты пропуска "Шумскас" и "Тверячаус" на границе с Белоруссией. Факт роста официально признали криминалисты Таможенного департамента.
По словам дознавателя Гедиминаса Куликаускаса, к началу ноября задержано столько нелегально ввозимых подакцизных товаров, сколько за весь 2022 год. В качестве примера офицер привел сигареты. Если прежде в грузовом тягаче с прицепом везли 1000 или 2000 коробок один раз в неделю, то сейчас ежедневно:
"В минувшем году редко встречавшийся груз в миллион пачек (20 000 000 сигарет) стал обычным. Контрабанду на сумму в 4-5 млн евро таможенники находят еженедельно, раньше такое количество задерживали раз в 100 дней", – поделился новостями Куликаускас.
По его словам, иллюзия, что возможности ввоза сократились из-за меньшего количества пунктов пропуска, вредна и опасна. Министр Агне Билотайте раструбила об очередном успехе. Придумывая новую стратегию, чиновники МВД, которым подчинены пограничники, и Минфина, у которого в подчинении таможня, рассчитывали на эффект от уплотнения криминальной разведки на КПП за счет концентрации опытных кадров, на лучшее техническое оснащение четырех пограничных переходов в сравнении с закрытыми, но результат отказался из рук вон плох.
Криминал в ответ увеличил объемы контрабанды. Как это часто происходит, общая ситуация не улучшилась, а наоборот. Так бывает, когда боссы МВД с головой не дружат.
Батька с дядькой виноваты
Так называемые факторы риска, которыми определяют потенциальных нарушителей закона, не работают. В первую очередь это относится к водителям. По учебникам и методикам, контрабандой заняты "молодые, рискованные и нахальные".
Увы, контрабандистами давно стали практически все приграничные туристы. Вопрос лишь в том, ловко или не очень они научились прятать подакцизные товары, хороши в качестве актеров приграничных театров или так себе.
Конечно, нельзя на одну степень ставить бабусю, рассовавшую куда только можно блок сигарет для внука, и матерого профессионала, оперирующего суммами в десятки тысяч евро. Но перед лицом закона оба они являются правонарушителями, для которых "перепродажа табачных изделий белорусского производства целью незаконной наживы" или "использование незаконно добытых подакцизным товаров в личных целях" приносит двойную-тройную прибыль/экономию в сравнении с закупочной стоимостью.
В ситуации нужды от безденежья, согласитесь, овчинка стоит выделки, хотя и связана с рисками.
Оправдывая неудачный эксперимент с временной остановкой работы "Шумскаса" и "Тверячаус", президенту Гитанасу Науседе доложили:
"Контрабанду везет соседняя страна, на которую мы не можем влиять. Как не можем влиять, в частности, на производственные мощности, продукцией которых заполняют Литву и рынок Западной Европы".
Ложь, конечно же. Граждане Литвы промышляют контрабандой даже в больших количествах. Пересекающих границу ЕС белорусов "трясут" основательно, а на тщательный досмотр граждан Литвы у таможенников уже не хватает ни сил, ни энергии, ни времени.
Именно эта категория поклонников приграничного шоппинга является основным ввозчиком подакцизных товаров в обход налоговых сборов. Элитного алкоголя и сигарет в Литву попадает так много, что отсюда они действительно расползаются по всему континенту. Белорусские бизнесмены могут гордиться тем фактом, что "Минск" и "Фест" их производства курят от Туманного Альбиона до турецких закоулков. Вопреки утверждениям, Батька здесь ни при чем, хотя, наверное, доволен валютными поступлениями.
Чему учит жизнь
В бестолковке главы МВД Литвы Агне Билотайте зреют новые планы. Блондинка заявила о намерениях закрыть на границе с Белоруссией еще два КПП – "Лаворишкес" в направлении Островец-Полоцк-Витебск и "Райгардас" в направлении Гродно. Премьер идею не поддержала – "правительства пока не готово решать такой вопрос".
Билотайте увяла. Не помогли ей глобальные аргументы наподобие "литовские границы скоро будут проходить через весь земной шар, отделяя цивилизацию от восточного варварства".
Человек, разбирающийся в сути вопроса (он назвал себя Яном), от души посмеялся над заявлением министра. Более 20 лет наш собеседник служил в Таможенном департаменте, занимая ответственную должность на КПП "Шальчининкай" – белорусская сторона "Беняконе". Отмечен государственными наградами, с почетом отправлен на пенсию. Одним словом, во всех смыслах человек глубоко положительный, настоящий профи.
Собеседник сразу перешел к делу:
"Из-за большого объема контрабанды Литва закрыла в феврале текущего года один из двух железнодорожных пунктов пропуска, Стасилос. Планировалось, что высвободившиеся таможенники уйдут работать на ж/д станцию Кена и другие посты. Но профессионалы уволились только потому, что в департаменте не нашлось средств, чтобы покрыть 70% транспортных расходов. А ведь людям предложили работу иногда за 100 км от места жительства.
Второй мотив увольнения – усталость от многолетнего участия в приграничной экономической войне. Образно говоря, свои же генералы стреляют в спину рядовым сотрудникам КПП, давая команды закрыть глаза на тот или иной автомобиль".
Стреляют в том смысле, что высокопоставленные чиновники берут мзду, а виноваты в случае проколов всегда остаются подчиненные. Любой контрабандист может заплатить оброк и работать, но не у любого хватит средств на "крышу". Насколько она высока – никто толком не знает, но точно не заканчивается уровнем начальника таможенного поста контрольно-пропускного пункта.
"Задерживаются с контрабандой мелкие пташки из числа тех, кто возит сигареты максимум по 10 блоков и алкоголь по 5 литров. Такие нужны таможне для отчетности. За небольшие объемы нелегальщины штрафы мизерные. Обе стороны довольны. Чиновники демонстрируют успехи, уплатившие штрафы продолжают привычную для себя работу.
Криминал с устоявшейся репутацией залетает только тогда, когда либо борзеет больше допустимо, либо становится опасным".
Ян отмечает – незаконно в Литву ввозят все: янтарь, удобрения, экзотических животных, золото, камни, деньги. Но сигареты и алкоголь в приоритете. Профессионалы покупают товар прямо с заводских складов, любители – в магазинах дьюти-фри. Что касается реализации, можно сдавать оптом, можно продавать поштучно. Сферы давно разграничены и желательно не совать нос не в свое дело, если не боишься его прищемить.
По официальным оценкам таможни, контрафактные табачные изделия занимают до 40-45% республиканского рынка, алкоголь – до 10%. Официально нерастаможенный товар можно встретить даже в магазинах солидных торговых центров. Если говорить о "земле", таможенники сами курят белорусское и не видят ничего профессионально неприемлемого.
"Контрабанда, как и чиновничья алчность, вечны", – резюмировал пенсионер, сам при случае не брезгующий для личных нужд ввести из Белоруссии сигарет и алкоголя много больше положенных законом квот. А что делать, если пенсии не хватает?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.