В Литве завершается скучнейшая предвыборная кампания. Скорее всего, главой государства на срок до июля 2029 года станет действующий национальный лидер Гитанас Науседа. Он, кстати, рассчитывает установить своеобразный рекорд – набрать количество голосов, ранее не встречавшееся ни на одних выборах.
В первом туре их оказалось чуть более 44%, тогда как прошедшей во второй тур главе правительства Ингриде Шимоните досталось лишь чуть более 20%. Победа над ней с перевесом в два-три раза нужна Науседе для демонстрации исключительного доверия избирателей, для триумфального вноса тела в президентуру, для морального оправдания реформ государственного аппарата.
Новый/старый президент готов предоставить полномочия главы кабинета министров фаворитке из социал-демократической партии Вилии Блинкявичюте, о чем уже заявлено. Факт возможного перехода исполнительной власти из рук консерваторов в руки соцдемов политтехнологи склонны рассматривать как "управленческую революцию", хотя последняя может остаться предвыборным трюком.
Жирная точка в украинской теме
С другой стороны, не стоит обольщаться. Станет главой государства Науседа или Шимоните, в жизни страны кардинальных перемен не произойдет. Уровень благополучия людей не станет важнейшим критерием оценки государственных и региональных управленцев. У Литвы нет экономических стратегических инициатив, и вряд ли они появятся. Что касается планов технологических и тем более социальных, там провал на провале.
О поддержке семей, образовании, здравоохранении, экологическом благополучии, формировании среды для жизни в регионах в Литве не говорят с февраля 2022 года. Накапливающиеся минусы президентура списывает на войну – сами, мол, понимаете, война. Ею оправдывают результаты тех регионов, которые показали высокую отрицательную динамику, не стремятся создавать и расширять возможности для самореализации граждан.
Не случайно пишем об исключительном внимании аппарата президента к украинским делам. Можно смело заявить – иных у Литвы нет. Но, наверное, главе государства наконец придется ответить на принципиальный вопрос "В чем выгоды?". Государство терпит убытки, каким образом их планируется покрывать? Что страна получит материально в результате победы Киева?
Тему в дискуссиях перед первым туром пытались поднять оппоненты Науседы и Шимоните, но кандидаты-лидеры отказались ее обсуждать. Поставленная ими точка оказалась не только жирной, но и мрачной.
Видимо, Литовское государство настолько глубоко увязло на Украине, что обратной дороги нет. Остается только верить в призрачную победу Киева и еще более призрачный военный разгром России западным оружием.
Регионы тайком "ватизируются"
Такая стратегия не ставит новых задач во внешней политике. Кто бы ни выиграл во втором туре, отношения с соседями в лице России и Белоруссии пересмотру не подлежат. Подтверждение тому – свежий пример реакции Вильнюса на российскую инициативу относительно уточнения морских границ на Балтике.
Оба кандидата в президенты в один голос заявили: шаг Москвы "может быть частью более широких действий России против НАТО".
Бывший премьер Саулюс Сквернялис по итогам первого тура выборов пришел к выводу, что около полумиллиона жителей не поддерживают агрессивные подходы президента и его проамериканской команды к Москве и Минску. В компанию к ним можно добавить половину мира – Пекин, Тегеран, Белград, Будапешт, а с недавних пор и Тбилиси – всех, кто "не гладит Вильнюс по шерстке".
По словам Сквернялиса, 85% литовцев опасаются обсуждать взгляды, отличные от официальных, поэтому ускоренными темпами идет "тихая ватизация" государства. Кухни, как в СССР, вновь стали альтернативными дискуссионными площадками. Недовольство проявилось в исключительно высокой явке 12 мая (на первом туре – прим. автора) протестного электората, который вряд ли станет голосовать во втором туре за кандидатов, не оправдывающих надежд.
Опасные для верховной власти настроения проявились даже в благополучной столице Литвы и в такой крепости консерваторов, как Каунас. Если в прежние выборы этой темы не существовало вовсе, а отдельные случаи объяснялись "реакцией маргиналов", то называть маргиналами 350 тысяч жителей из 2 миллионов избирателей несолидно.
Как новый национальный лидер планирует решать проблему идеологического расслоения в обществе, неизвестно. Разговоров на эту тему нет. Сослать всю "вату" в Сибирь невозможно, да и собственной Сибирью Творец Литву обделил.
Литва жаждет новых лиц
Новая политика в рамках компетенции главы государства – Конституция закрепляет за ним формирование и проведение внешней политики, во внутренней его возможности ограничены – возможна лишь благодаря новым лицам. Их нет, а конкуренты из числа участников предвыборной гонки победителя не устроят.
При любом исходе Литва останется унылой, душной, намертво встроенной в систему "единой Европы", исполняя в ней периферийные функции, развиваясь строго в заданной логике.
Любой из двух конкурентов будет действовать по известному алгоритму: увеличивать военный бюджет сначала до 3% ВВП, затем до 4% и выше, говорить о "русской угрозе" и вспоминать о наследии "тяжелой советской оккупации". Основной ветви государственной власти жить вчерашним днем выгоднее, чем думать о завтрашнем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции