Европейские лидеры в большинстве своем проявили удивительное благоразумие, воздержавшись от антикитайских заявлений во время неприятного кризиса, возникшего в результате поездки по странам Азии спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Причем даже большинство прибалтийских политиков предпочло промолчать, чего от них трудно было ожидать.
Угроза прямого военного столкновения США с Китаем из-за визита Пелоси на Тайвань отрезвляюще подействовала на обычно склонный к всяческого рода смелым заявлениям европейский истеблишмент.
Достаточно было лишь живо представить себе, как две крупнейшие экономики мира и ядерные сверхдержавы схватились из-за Тайваня, что вынудило бы Вашингтон напрочь забыть об украинском кризисе и о "российской агрессии", оставив Евросоюз один на один с его многочисленными проблемами, и благотворное молчание сковало речевые аппараты самых говорливых европейских деятелей.
Проамериканские средства массовой информации, конечно, не скупятся на комментарии и рассуждения весьма дерзкого тона в духе "встанем все как один единым фронтом с нашими американскими друзьями", но заручиться поддержкой серьезных политиков первого уровня им не удалось (высказывания министра иностранных дел Литвы Ландсбергиса не считаются).
На вопрос об угрозах военного ответа Китая на визит Пелоси министерство иностранных дел Франции и внешнеполитическое ведомство Евросоюза отказывались отвечать, как сетовали журналисты. Максимум, чего им удалось добиться, так это осторожных рассуждений политиков "второго эшелона" и неких безымянных дипломатов. Не сумевший, очевидно, вовремя укрыться от Politico (издания именно упомянутого типа) эстонский депутат Урмас Паэт, занимающий должность заместителя председателя комитета по иностранным делам Европарламента, вяло отметил, что "усиливающаяся война на Украине увеличила риск китайской агрессии против Тайваня "в геометрической прогрессии".
"Полное сотрудничество между ЕС и США очень важно как с точки зрения российской агрессии против Украины, так и в связи с действиями Китая в его окрестностях", – сказал Паэт, не пояснив, что он имеет в виду под "полным сотрудничеством".
Европейские лидеры явно не уверены насчет этого самого сотрудничества, если оно потребует от альянса присоединения к США в их открытом и, не дай бог, горячем конфликте с Китаем. Из-за одной упрямой старухи? Серьезные политики сошлись во мнении, что словесная война между США и Китаем из-за Тайваня "может легко обостриться", и европейским столицам следует очень пристально следить за развитием ситуации, которая к большому облегчению Европы вроде бы разрешилась без столкновения, хотя упрямая Пелоси на острове все же побывала.
Западу необходимо вкладывать больше средств в геронтологию
Официально Евросоюз – так же, как и большая часть всей планеты – не оспаривает принятую им (взбрык Литвы в расчет не принимается) политику "Одного Китая", в соответствии с которой остров Тайвань и континентальный Китай есть одно целое. А потому Брюссель без одобрения встретил заявленное намерение спикера Нэнси Пелоси посетить Тайвань, что, по мнению Пекина, могло бы означать признание американцами независимости острова (но, как заверила сама Пелоси, не означало), то есть иными словами, посягательство на территориальную целостность Китая.
"Каприз" Пелоси, не поддавшуюся уговорам американских генералов и, по слухам, самого президента США, убеждавших пожилую даму воздержаться от путешествия на остров, был воспринят в Европе с определенной долей неприязни. И вызвал кулуарные рассуждения на тему того, как затейливо способна начудить одна упрямая и властная старушка (82 года все-таки), не справившаяся, возможно, с осмыслением факта краткосрочности земного бытия и просто решившая прихватить с собой на тот свет как можно больше людей.
Мотивы ее "поступка" остались неясны. Ну не для того же, чтобы заявить: "Сегодня мир стоит перед выбором между демократией и автократией", – рискнула всей планетой (или, как минимум, нервами значительной части ее населения) эта пожилая американская дама.
Выбор между демократией и автократией стоит перед человечеством уже несколько тысяч лет и решается с переменным успехом, но без риска ядерной катастрофы. Если кто-нибудь и счел полет Пелоси полезным событием, то это были лишь те, кто успешно сыграл на спаде запаниковавших фондовых бирж.
Китай демонстрировал готовность решить проблему Тайваня посредством военной силы, США, возможно, вступились бы, ну а дальше – "война план покажет". И эта крайне неприятная перспектива, будучи осмысленной и представленной во всех ее ярких деталях, продемонстрировала Евросоюзу, что его нынешние немаленькие экономические проблемы и противостояние "агрессивной России" в ее желании гарантировать свою безопасность (в том числе и от непредсказуемых действий престарелых политиков), выглядят как детская неожиданность по сравнению с тем, чем может обернуться столкновение у берегов далекого Тайваня.
В какой-то момент показалось, что европейские столицы полностью замкнулись на мыслях о несвоевременных проявлений у отдельных видных политических деятелей признаков суицидального слабоумия, вызванных, возможно, возрастными проявлениями своеобразий менталитета.
В качестве комментария стоит отметить, что Соединенным Штатам и в целом, похоже, пора всерьез задуматься о введении более жестких возрастных ограничений для ответственных государственных постов или же об обязательном полном медицинском освидетельствовании уже занимающих или претендующих на такие должности деятелей. Избрания и назначения – это ведь сугубо внутреннее дело тех же США только до того момента, пока избранник или назначенец не становится возможной причиной апокалипсиса, столкновения ядерных держав.
С мышкой, притаившейся под веником, Евросоюз, конечно, не сравнишь. Но его молчание в момент пика напряженности у берегов Тайваня, то есть в те часы, пока престарелая Нэнси Пелоси что-то там себе прикидывала и обдумывала на борту летящего в Юго-Восточную Азию и приземлившегося на Тайване самолета, и пока Китай приводил в готовность свои войска и флот, но ассоциации подобные все же возникли.
В очередной раз возникли еще и мысли о том, насколько хрупким может оказаться мир и насколько по-прежнему несовершенен "механизм" его сохранения, раз всего одна очень пожилая американская дама заставила вздрогнуть все население планеты. Не говоря уж о людях, летевших вместе с Пелоси в одном самолете. Относительно молодые еще люди не были, вероятно, так же уверены в благополучном приземлении на острове, как их шеф, а потому принимали успокаивающие препараты и, страдая от приступов диареи, толпились в очереди у туалета.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.