Еще одна воюющая пешка. Почему Тайвань может стать новой "горячей точкой"

Флажок Тайваня и США
© AP Photo / ROBYN BECK

Михаил Кузнецов

На фоне продолжающейся конфронтации между Россией и глобальным Западом из-за Украины США продолжают судорожно цепляться за ускользающую гегемонию. Могут ли действия Вашингтона привести к столкновению с Китаем?

По мере того, как глобальное доминирование Запада ослабевает, Вашингтон предпринимает все более провокационные попытки продемонстрировать свою силу в различных регионах мира.

На этот раз "дядя Сэм" решил повысить ставки в противостоянии с Китаем. Для этого США демонстративно усилили сотрудничество с Тайванем, который КНР считает своей территорией.

Тайваньское обострение: как Китай и США повышают ставки

В последние дни активно обсуждается возможный визит спикера палаты представителей США, члена Демократической партии Нэнси Пелоси на Тайвань. Предполагается, что политик отправится на остров ночью 2 августа. Впрочем, не исключено, что визит может состояться и позже.

На эту информацию уже отреагировали в Китае. Так, в МИД КНР заявили, что визит Пелоси на Тайвань приведет к "серьезным последствиям", а Китай "непременно примет решительные меры" для защиты суверенитета и территориальной целостности страны. Вместе с тем Поднебесная увеличила военную активность у берегов Тайваня.

Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси
© AP Photo / J. Scott Applewhite
Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси

С другой стороны, коллективный Запад также продемонстрировал решимость "защитить Тайвань" как экономическими, так и военными мерами. В частности, как сообщают СМИ, Пентагон начал подтягивать к Тайваню дополнительные силы, включая атомный авианосец и самолеты-заправщики.

Кроме того, европейские политики, следующие в фарватере внешней политики США, уже пригрозили Китаю санкциями "более жесткими, чем против России" в случае, если Поднебесная решит силой вернуть свою территорию под контроль.

Как видно, события вокруг Тайваня развиваются достаточно стремительно, а стороны готовы уверенно повышать ставки. Однако, чтобы понять, почему Тайвань так важен как для Запада, так и для КНР, необходимо обратиться к прошлому этого острова.

Тайваньский узел: история вопроса

История Тайваньского вопроса начинается в 1949 году, когда в ходе гражданской войны в Китае коммунисты под руководством Мао Цзэдуна разбили противостоящие им республиканские силы Чан Кайши. В результате Чан Кайши, его партия Гоминьдан, а также администрация и парламент эвакуировались на остров Тайвань, отделенный от материка одноименным проливом.

При этом существенную поддержку переселенцам оказали США, перекрывшие пролив для сил коммунистического Китая и начавшие военную, политическую и экономическую поддержку Тайваня. Таким образом, на острове продолжалось правление Чан Кайши, номинально возглавлявшим Республику Китай, а на континенте установилась Китайская Народная Республика.

В дальнейшем между Тайванем и Китаем сложились напряженные отношения, которые время от времени переходили в горячую фазу, но, имея за плечами поддержку США, Тайвань избежал военного вторжения со стороны КНР, что и позволило республике сохранить фактическую независимость, несмотря на потерю представительства в ООН и статус непризнанного государства.

Наши дни: какую роль играет Тайвань в стратегии США

На современном этапе архитектура мироустройства медленно, но верно меняется. Это связано как с недостаточностью сил Вашингтона для эффективного поддержания своего лидерства, так и с растущей мощью таких держав, как Китай, Россия, Иран, Индия, Турция и др..

Главным долгосрочным конкурентом США выступает именно Китай, уже опередивший Штаты по ВВП и ставший крупнейшим торговым партнером для большинства стран мира.

Кроме того, КНР активно вкладывается в развитие своих вооруженных сил. Так, в 2021 году больше всего на военные нужды потратили США, а именно 801 млрд долларов, но эти расходы на 1,4% меньше, чем годом ранее. На втором же месте находится Китай, потративший 293 млрд долларов. Однако это на 4,7% больше, чем в 2020 году. В целом китайские расходы на вооружение растут уже 27 лет подряд.

Особое внимание Китай уделяет таким перспективным направлениям, как гиперзвуковое вооружение, лазерные технологии и беспилотная авиация. Пекин готов потеснить Вашингтон и на море, намереваясь создать ВМФ, превосходящие американские.

Именно уверенный рост Поднебесной в экономической и военной сфере заставляет Вашингтон нервничать и вести себя все более провокационно. Для сохранения лидерства в Штатах выбрали путь не собственного ускоренного развития, реформ и пересмотра старых взглядов, а давление на других игроков. Особую роль в такой деятельности против Китая занимает Тайвань.

С географической точки зрения Тайвань представляет собой идеальную точку для контроля за Южно-Китайским морем, а также юго-восточными провинциям КНР, где сконцентрирована основная экономическая мощь Китая. Разместив на острове разведывательные и наступательные вооружения, можно поставить под угрозу экономическое развитие КНР, а также большую часть торговли в Восточной Азии.

Поэтому недопущение воссоединения острова с КНР представляет собой одну из важнейших задач для США. С другой стороны, восстановление единства с Тайванем представляет для КНР вопрос не только территориальной целостности и национальной безопасности.

Дело в том, что с момента провозглашения КНР Пекин поставил своей целью воссоединение страны. Не допустив отделения Тибета и Синьцзяна, Китай смог добиться возвращения Гонконга и Макао из юрисдикции Великобритании и Португалии. Именно идея о восстановлении Китая играет одну из центральных ролей в идеологии компартии Китая.

Поэтому, если Пекин под каким-либо предлогом откажется от воссоединения с Тайванем или же это станет очевидно нереализуемым, правительство КНР может столкнуться с серьезным кризисом, показывающим как слабость КНР на международной арене, так и компартии внутри страны.

Как в Вашингтоне хотят задушить дракона

Отметим, что, имея все меньше возможностей для экономического противостояния с КНР и находясь во взаимозависимости с экономикой Китая, США применяют военно-политические методы сдерживания роста соперника.

Еще со времен Холодной войны США в отношении своих противников применяют стратегию "удушения". Она заключается в окружении неугодного государства противниками, своими союзниками, а также экономическом давлении, создании зон нестабильности по периметру. Такую стратегию Вашингтон применяет и в отношении Поднебесной.

С одной стороны, Пекин по морскому периметру окружается союзниками США: Южная Корея, Япония, Тайвань. Кроме того, Вашингтон стремится установить тесное партнерство в оборонной отрасли с Индией, Вьетнамом, Филиппинами и другими странами АСЕАН. Не прекращаются попытки США подорвать лояльный Китаю режим в Пакистане.

С другой стороны, Вашингтон раскачивает ситуацию в самом Китае, как поддерживая сепаратистов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и Тибете, так и выступая в защиту "демократических ценностей" в Гонконге.

В свою очередь, Китай не испытывает желания ввязываться в силовое противостояние с США или одной из их стран-сателлитов. Это обусловлено тем, что в Пекине еще не считают мощь КНР достаточной для такого столкновения.

Вместо этого Поднебесная стремится к экономической экспансии и "укреплению тылов". В первую очередь, энергетических. Для этого Китай укрепляет отношения с Россией, странами Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, так как именно угроза военного перекрытия путей доставки энергоресурсов в Китай – самая главная опасность для китайского развития.

Столкновение уходящего лидера с приходящим

Таким образом, можно констатировать, что Тайвань – это очередной фронт, где США намерены не столько отстаивать свое лидерство, сколько не допустить усиления конкурентов. Сам же остров представляет собой "пороховую бочку" Юго-Восточной Азии.

Ни Вашингтон, ни Пекин еще не использовали все свои возможности в негласном противостоянии. Кроме того, если Поднебесная все еще накапливает мощь и настроена на длительное выдавливание США с лидирующих позиций, то в Вашингтоне сейчас слишком заняты европейскими делами и не хотят распылять силы, которых может не хватить не поддержку сразу двух воюющих пешек.

Поэтому прямого конфликта не случится, если только одна из сторон не решится демонстративно показать силу.

С другой стороны, нельзя исключать и провокации со стороны самого Тайваня, который может попытаться подтолкнуть США и Китай к обострению отношений и тем самым увеличить свою значимость в глазах американских чиновников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме