Визит спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань состоялся 2 августа. Анализ последствий этого поступка ведется до сих пор.
Реакция Китая: достаточно или нет
Сегодня в Китае формируется общественное мнение вокруг того, что происходит с Тайванем.
Официальный Пекин, комментируя визит Пелоси, сначала попытался объяснить всему миру, что произошедшее – откровенная провокация, сказал во время пресс-конференции в международном мультимедийном пресс-центре "Россия Сегодня" профессор Алексей Маслов.
По его мнению, если Китай сейчас начнет резко отвечать на эту провокацию атаками на Тайвань или на американские корабли, это приведет не только к обострению ситуации, но и к тому, что Пекин станут обвинять в агрессии. С другой стороны, если КНР "промолчит" и ограничится военными учениями, то страну обвинят в неспособности защищать свои рубежи.
"Китай [сейчас может] ввести санкции против тайваньских компаний. Формально эти санкции будут против компаний, которые располагаются на территории китайской провинции Тайвань. Но это значит, что санкции применяют против китайских же компаний. Поэтому Пекин будет придерживаться очень взвешенной позиции", – считает профессор.
Тем не менее, по мнению Маслова, ответ все-таки будет довольно жестким. Так, проходящие сейчас учения, по сути, являются блокадой Тайваня, которая нарушает логистику острова. Кроме того, стоит учитывать, что КНР является крупным торговым партнером Тайваня – остров значительно больше поставляет в Китай, чем сам закупает. Поэтому для Тайбэя блокада будет означать и потерю главного торгового партнера.
"Розовый период в Китае-американских отношениях, когда была надежда, что экономика решит политические проблемы, проходит", – добавил Алексей Маслов.
Интеграция Тайваня
Технически Китай может силовым образом присоединить Тайвань уже сейчас. Однако необходимо понимать, что Тайвань – хорошо укрепленная территория, не просто остров, а конгломерация островов, очень хорошо укрепленных за счет вооружений, изготовленных по американскому образцу.
Иными словами, присоединение Тайваня – это очень сложная и масштабная операция.
При этом Пекин в течении последних лет неоднократно заявлял, что проблема с Тайванем должна решаться мирным путем – с помощью политических переговоров. Китай выстроил концепцию переговоров, согласно которой одновременно с процессом политических переговоров тайваньские компании допускались на территорию КНР для свободной работы.
Такой вариант устраивал как тайваньские компании, которые могли, провозглашая свою независимость, использовать инфраструктуры Китая, так и руководство КНР, потому что происходило плавное врастание тайваньской экономики в общую экономику Китая. По этому вопросу и должна была применяться стратегия "Одна страна – две системы".
Но поддержка американцами на Тайване антикитайских настроений подорвала плавную экономическую интеграцию, что вынуждает Китай ускорить процесс присоединения острова.
Красные линии от США
Заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров, отвечая на вопрос, чего добиваются Соединенные Штаты и к каким последствиям может привести их политика на Тайване, отметил, что "гегемон всегда делает, что захочет".
"США продемонстрировали, что они являются крупнейшим внешним игроком в регионе. При этом сами США видят себя региональной державой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а сейчас и в Индо-Тихоокеанском", – пояснил Сидоров.
Он напомнил, что для США, согласно доктринальным заявлениям, главным противником является Китай. И если раньше это звучало, в основном, из уст республиканцев, то теперь эту позицию активно поддерживают и демократы.
Политические элиты США понимают, что Китай в перспективе обретет комплексную мощь, добавив к экономической мощи военную кампанию.
На данный момент, по оценке американских специалистов, КНР в ядерной триаде и ряде других компонентов военной мощи существенно уступает США. Однако китайские военные программы к 2030-2035 годам будут завершены, после чего силы Поднебесной достигнут того уровня, который позволит практически на равных выступать с США.
Поэтому, начиная еще с бывшего президента Барака Обамы, Вашингтон начал выстраивать периметр сдерживания вокруг всей Евразии, в который попала Россия, Китай и Иран. Таким образом США показывает те красные линии, за которые другим нельзя переходить, заметил Андрей Сидоров.
Через кризис к миру
Сегодня США стараются изолировать КНР экономически, окружая весь Евразийский континент посредством Транс-Тихоокеанского партнерства, Индо-Тихоокеанской стратегии.
Визит Нэнси Пелоси – попытка заставить Китай обозначить свою позицию по Тайваню и вынудить Пекин пойти на длительную блокаду острова. Такой расклад развяжет США руки и позволит эксплуатировать агрессивность КНР для поддержки антикитайских настроений – также, как это делается с Россией.
Идеальным развитием событий для США станет выстраивание антикитайской архитектуры на Востоке и антироссийской – на Западе. При этом параллельно будет уничтожаться влияние России и Китая в остальном мире.
"Соединенным Штатам нужно здесь и сейчас решить вопрос с тем, чтобы прекратить распространение влияния Китая. Это можно было сделать через Россию. И если бы удалось изменить политический режим в России, то игра Китая была бы сыграна", – отметил Алексей Маслов.
Сегодня американский истеблишмент подошел к той черте, когда они готовы пустить под откос мировую экономику для того, чтобы на ее руинах построить новый Pax Americana.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.